Во вторник в Академии повышения квалификации работников образования уже официально презентовали
пособие по новейшей истории России, цель которого -- помочь учителям не отклониться от генеральной линии преподавания этого предмета. Финальная конференция, на которую руководство Минобрнауки собрало более двух сотен педагогов -- представителей Центрального федерального округа, -- была призвана поставить окончательную точку в дискуссии о том, как именно надо трактовать историю последних пяти десятилетий
(подробнее о спорах среди историков см. «Время новостей» от 23.10.2007 года). Как заявил на пресс-конференции автор этого пособия, директор Национальной лаборатории внешней политики Александр Филиппов, сейчас уже готов и учебник, по которому историю 1945--2006 годов будут изучать школьники. Пособие, созданное на базе все той же «Книги для учителя», по словам Филиппова, «меньше по объему, но преемственность сохранится». Так, и в учебнике, по всей видимости, присутствуют разделы «Геронтократия (власть стариков)», «Формирование олигархического капитализма в России» и «Курс В.В. Путина на консолидацию общества».
Как поясняют разработчики, причиной, побудившей их качественно обновить курс истории, стал «произошедший за последние 15 лет рывок в исторических исследованиях» -- обнаружение новых источников, «на основе которых делаются концептуальные выводы о ходе исторического процесса». «Система образования, в том числе школьная, не может игнорировать этот факт. Именно этому посвящено основное внимание разработчиков новой структуры исторического образования», -- заявил представитель организации, ответственной за экспертизу пособий, -- ученый секретарь отделения историко-филологических наук Российской академии наук (РАН) Андрей Петров.
О некоторых таких находках, повлекших за собой «концептуальные выводы», участникам конференции сообщил заведующий кафедрой истории МГПУ Александр Данилов: например, документально подтвердился факт договоренностей между Сталиным и Рузвельтом в Ялте касательно размещения советских баз в Турции и Ливии, о чем после смерти американского президента «забыл» сменивший его Гарри Трумэн. Объем исторических сведений таков, что в рамках книги он просто не уместится -- Александр Филиппов обещает, что к учебнику будет прилагаться компакт-диск, содержащий «большущий иллюстративный материал»: копии документов, фотографии, видео- и аудиофайлы.
Помимо необходимости уточнения столь важных, по мнению г-на Филиппова, фактов в истории страны, авторы, по их признанию, намеревались адекватно ответить на появление «национальных историй» в странах СНГ (например, опровергнуть обвинения русских в преднамеренном «голодоморе» на Украине), показать единство и преемственность истории страны. «Необходимо отразить сам факт существования суверенного демократического государства», -- обрисовал и сверхзадачу Александр Филиппов.
Представители Минобрнауки и близкие к авторам эксперты, дабы не смущать рядовых учителей политологическими терминами, постарались найти и аргументы несколько иного характера. По их словам, обновление учебных пособий не в последнюю очередь вызвано переходом российского образования на двухуровневую систему. «Нужно создать систему, которая бы исключила дублирование в изучении одного и того же материала», -- добавил г-н Данилов из МГПУ. «Происходит не замена учебников, а создание еще одного учебно-методического комплекса по одному из предметов школьной программы, и процесс этот идет в российском образовании постоянно», -- подчеркнул присутствовавший на пресс-конференции замглавы Минобразвития Исаак Калина. Ныне существующие учебники никто упразднять не собирается, успокоил замминистра, ведь они полностью соответствуют государственному образовательному стандарту.
Г-н Калина вновь напомнил, что «Новейшая история» под редакцией Филиппова поступит в школы лишь тогда, когда будет включена экспертными организациями -- РАН и Российской академией образования -- в федеральный реестр, а до этого пройдет апробацию в российских школах. Впрочем, размах обсуждения «Книги для учителя» позволяет предположить, что именно ее возьмут за основу идейно выверенного, суверенно-демократического исторического курса. В обсуждении «Книги», по утверждению пресс-центра нацпроекта «Образование» уже поучаствовали более 3 тыс. учителей, а конференции, посвященные внедрению нового пособия, прошли во всех федеральных округах.