|
|
N°195, 24 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трамвай на финансовой подушке
Мэр Москвы готов привлекать иностранцев для возрождения рельсового полотна
Еще недавно планомерно очищавшие городские улицы от трамвайных рельсов столичные чиновники решили повернуть транспортную политику вспять. И решили теперь заняться возрождением этого популярного вида транспорта. Вчера на заседании городского правительства мэр Москвы Юрий Лужков, отметив, что за 90-е километраж трамвайных путей сократился вдвое, призвал немедленно остановить этот процесс. «В связи с приоритетом общественного транспорта необходимо развивать трамвайное движение», -- заявил он в ходе обсуждения программы восстановления и модернизации трамвайных путей на 2008--2010 годы.
Сейчас от 800 с лишним километров трамвайных путей, некогда оплетавших город, осталось только 416. К тому же, по словам руководителя департамента транспорта Леонида Липсица, произошел разрыв единой трамвайной сети. Потребность же в рельсовом наземном транспорте, движущемся вне традиционных для Москвы пробок, довольно высока, особенно в отдаленных от метро спальных районах. Однако чиновники не рискнули предложить градоначальнику проект масштабного возрождения трамваев -- по их мнению, для этого нужна отдельная дорогостоящая программа. Сегодня же вопрос стоит хотя бы о том, чтобы отремонтировать и модернизировать сохранившиеся пути.
В частности, 95% протяженности трамвайной сети города, по словам г-на Липсица, морально и технологически устарело. Пути представляют собой классическую шпальную конструкцию с верхним покрытием из мелких песчано-бетонных плит. Поэтому ежедневно около 700 тыс. пассажиров, которые за каждые 100 метров преодолевают до 15 рельсовых швов, на себе испытывают «трясучку» и «дребезжание». Кроме того, для некоторых горожан этот дешевый и экологичный вид передвижения по городу стал просто источником постоянного раздражения, ведь большинство трамвайных линий проходит в тесном соседстве с жилыми домами.
По словам разработчиков проекта модернизации трамваев, сегодня есть современные технологии, позволяющие на 10--15% снизить уровень вибрации вагонов, шум при движении подвижного состава и запыленность. Но, как отметил генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Петр Иванов, сегодня на новые блочные конструкции со специальными бесшеечными рельсами и запрессованными в желоб плиты резиновыми фиксаторами заменено лишь 3% путей. Предполагается, что за три года действия городской программы, которая обойдется городской казне в 7,4 млрд руб., новые конструкции будут установлены на пятой части трамвайных маршрутов. Это в свою очередь позволит заменить старые вагоны на более приемлемые для перевозки пожилых людей, детей и инвалидов низкопольные составы. Кроме того, транспортники уверены, что полная модернизация 80 километров расположенных на одном уровне с проезжей частью путей и восстановительный ремонт 81 километра путей старой шпальной конструкции позволят увеличить скорость городского трамвая в среднем до 35--40 км/ч. И как следствие, «снизится среднее наполнение салона до пяти человек на квадратный метр». Сейчас скорость движения трамваев в центре Москвы достигает 17 км/ч, а на периферии -- 33 км/ч.
Однако такие планы показались слишком скромными городским депутатам, считающим, что трамвайные пути надо в процессе модернизации огородить от проникновения автолюбителей, способных и на рельсах устроить пробку. По словам заместителя председателя комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Мосгордумы Валерия Скобинова, если на Западе водители не позволяют себе ездить между трамваями, то в российской столице это распространенная практика. Г-н Скобинов считает необходимым выделить специальные линии исключительно для движения общественного транспорта. Впрочем, Леонид Липсиц уверен, что в Москве такие жесткие меры нецелесообразны, поскольку зачастую трамвайные пути являются составной частью дорожного полотна. Но на выделенных линиях, где предполагается введение скоростных трамваев, чиновники намерены установить подобные ограничения.
Не слишком доволен был замыслом и градоначальник. Несмотря на то что программа предусматривала даже высаживание на трамвайных путях зеленого газона, дабы облагородить их внешний вид, Юрию Лужкову она показалась недостаточно современной. «Мы в полной мере испытали радости нашего кондового проектирования», -- посетовал он на недальновидность конструкторов, создававших как трамвайные пути, так и сами вагоны. Мэр заявил, что отныне к проектировке трамвайного движения в столице будут привлекать иностранных специалистов. Окончательно необходимость доработки программы стала понятной, когда выяснилось, что ее разработчики не учли креативную мысль самого г-на Лужкова, предлагающего заменить круги на конечных остановках компактными павильонами с механизмом разворота состава.
Юлия ХОМЧЕНКО