|
|
N°195, 24 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Телесно-ориентированный
Выставка радикального художника Франко Б. в галерее RuArts
Марина Абрамович, Вали Экспорт, Мэтью Барни, Улай, Витто Аккончи -- выставки этих «телесно-ориентированных», использующих в качестве языка искусства живое тело звезд мирового современного искусства за последние два года могла наблюдать московская публика. Выставка британца Франко Б. продолжает эту линию международного радикального искусства, прежде всего так называемого венского акционизма. Появившийся в послевоенной столице Австрии венский акционизм часто подразумевает момент сакрального предстояния, своеобразного жреческого акта. Художник здесь ставит себя в позицию искупительной жертвы от искусства. Он наполняет свои опусы религиозным смыслом, вплоть до внесения соответствующей символики и атрибутики. Вакхические действа Германа Нитча за стенами его огромного замка с распятиями актеров, обливанием их жертвенной кровью быков, экстатическим пафосным финалом -- яркая тому иллюстрация. Более камерные действия, такие как, например, отрезание собственного полового органа Рудольфом Шварцкоглером в 1969 году или возлежание истекающей кровью Марины Абрамович на ледяном кресте в 1975-м (она повторила его на выставке «Россия» в нью-йоркском музее Гуггенхайма в 2005 году), также являют собой сеанс сакрального предстояния, практически визионерства. Очень зыбкие различия между собственно радикальным перфомансом (где инструментом художника является прежде всего собственное тело) и венским акционизмом (где в ход идет кровь животных, появляется много актеров, действие затягивается на несколько дней, как у Нитча) подчас могут не учитываться.
Искусство Франко Б. принадлежит к радикальному перфомансу. Его цель -- рассказать искреннюю личную историю, поделиться собственными переживаниями, продемонстрировать публике возможность приобщиться к сакральному. Самое знаменитое его произведение -- перфоманс I Miss You. Сорокаметровый белоснежный подиум в зале Tate's Modern Turbine, освещенный по периметру, полная тишина и темнота вокруг. Художник, лысый, обнаженный, с ног до головы покрытый белой краской, выходит на эту сцену и проходит до конца. Из его вен сочатся тоненькие (контролируемые) струйки крови. Они стекают по ладоням, капают на подиум, оставляя на ярко-белом фоне ярко-алые следы. Многие зрители плачут. Создание образа как поэтической метафоры состояния, ощущения, переживания -- основа творческого метода Франко Б.
«Продуктом», который остается после перфоманса, являются фотографии и видеоматериалы. Они и составляют часть экспозиции выставки Love in Times of Fear в галерее RuArts. Помимо них это менее интересная живопись в технике impasto (на черном матовом фоне рукой нанесены изображения животных, насекомых, человеческих останков) и несколько скульптур автора, включая автопортрет, выполненных из того же черного материала, напоминающего жженый пластик его соотечественника Альберто Бурри. И конечно же, не обойти вниманием алое неоновое сердце, трогательно повешенное в одном из углов галереи, также оправдывающее название выставки.
Естественно, невозможно сказать о Франко Б., что он находится «на пике актуальности» или пропагандирует новаторские формальные поиски. Жанр радикального перфоманса уже сложился, у него есть четко очерченный канон. Так или иначе, художник выступает в рамках этого канона. Но ему это удается ничуть не хуже, чем его звездным коллегам.
Андрей ПАРШИКОВ