Министр регионального развития России Дмитрии Козак опроверг информацию о том, что его ведомство в связи с расширением компетенции будет якобы предлагать правительству проект
перераспределения налоговых поступлений между центром и регионами. Минрегион «не намерен
вмешиваться в компетенцию других ведомств», -- заверил глава ведомства. Тем не менее в правительстве все активнее обсуждаются грядущие перемены в области межбюджетных отношений. И не исключено, что архитектором или одним из архитекторов очередной реформы станет как раз Дмитрий Козак, уже пытавшийся совершенствовать эту сферу в бытность полномочным представителем президента России в Южном федеральном округе.
Напомним, осенью 2005 года, спустя примерно год после своего назначения в ЮФО,
Дмитрий Козак предложил ввести внешнее финансовое управление в наиболее дотационных регионах. Тогда полпред сообщил
о готовности соответствующих законопроектов, которые в случае их принятия позволили бы назначать «кризисное управление» в беднейших провинциях, уровень поддержки которых со стороны федерального бюджета «зашкаливает» за 80%. Полпред подчеркнул, что речь ни в коем случае не идет о карательных санкциях по отношению к губернаторам таких регионов: просто федеральный центр хотел бы сделать более прозрачным процесс распределения поступающих туда бюджетных денег. Кроме внешнего управления г-н Козак предложил ввести целую «лесенку» поощрений, смысл которой состоял в том, что регионы, стремящиеся сократить собственную дотационность, получали бы больше свободы в принятии бюджетных решений по сравнению с регионами-«двоечниками». Участие регионов в федеральных целевых программах (которые, кстати, теперь перешли из ведения МЭРТ к Минрегиону) также предполагалось поставить в зависимость от качества и результативности освоения ими уже выделенных средств.
Это предложение г-на Козака сразу же вызвало весьма резкую реакцию со стороны руководства республик, над которыми угроза введения внешнего управления бюджетом нависла в первую очередь. Речь идет о Чечне и Ингушетии, которые, по данным за 2006 год, являются абсолютными лидерами в рейтинге дотационности и получают от федерального центра свыше 80% средств своих бюджетов. В Чечне, которая, несмотря на военные разрушения, уступила первое место относительно мирной Ингушетии, предложили вместо кризисного управления ввести налоговые каникулы на период восстановления. Ингушская же элита несколько раз публично и очень жестко критиковала идею полпреда. Полпред в свою очередь отмечал, что большой беды в критике на видит и считает ее естественной со стороны людей, имеющих в регионе собственные интересы.
Специальный законопроект о внешнем управлении так и не был рассмотрен федеральным парламентом. Зато в прошлом году полпред создал на Юге межрегиональную и межведомственную комиссию по улучшению социально-экономического положения. Комиссия не превратилась, как ожидалось, в постоянно действующее «правительство Юга», но вполне мобилизовала экономические усилия губернаторов. Практически все южные регионы представили в Ростов, где находится центр полпредства, свои инвестиционные стратегии и постарались улучшить свои дотационные портреты.
По данным за 2006 год, в десятке лидеров по дотационности значились все семь республик Северного Кавказа. За Ингушетией и Чечней (89,2 и 84,2% соответственно) следовал Дагестан (78,8%), затем, с небольшим отрывом, уступая Туве, Алтаю, Корякскому и Бурятскому Усть-Ордынскому автономным округам, значились Кабардино-Балкария (67,3%), Карачаево-Черкесия (67,1%), Адыгея (60,6%) и Северная Осетия (60,1%). В текущем году эти показатели удалось несколько снизить. Кабардино-Балкария, к примеру, ожидает, что по итогам года уровень ее дотационности снизится с 67 до 62%, а в будущем году и вовсе составит 58%.
При анализе всей этой дотационной арифметики следует принимать во внимание большую степень условности имеющихся в южных регионах статистических данных. Однако общая положительная тенденция очевидна и вполне позволяет предположить, что Дмитрий Козак вернется к своим идеям управления бюджетом уже в ранге федерального министра, который определенно придает ему больше реальных полномочий по сравнению с относительно ограниченными возможностями полпреда.