|
|
N°194, 23 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
От имени и по поручению...
Вот уже несколько дней многочисленные российские блогеры и жэжисты, по роду деятельности или по душевному призванию имеющие отношение к культуре, отправляют в «Российскую газету» свои письма, в которых открещиваются от участия в инициативе гг. Церетели, Салахова, Чаркина и Михалкова, опубликовавших коллективное письмо с просьбой к президенту Путину остаться на третий срок.
Этим людям не хочется, чтобы их имена утонули среди мнения «всего художественного сообщества России», в числе «более 65 тыс. художников, живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного, театрально-декорационного, народного искусства», которые якобы стоят за обращением четырех наших духовных лидеров. Но вот что самое интересное -- опубликовав в газете свое открытое письмо, четыре известных человека поставили свою подпись и не поставили еще 64 996, чохом посчитав, что раз уж они возглавляют столь уважаемые организации, а именно: Российскую академию художеств, Российский фонд культуры и Петербургскую академию имени Репина, то имеют полное право выступать от имени всех членов своих организаций. Советовались они с кем-нибудь? Собирали съезды? Нет, просто сочли возможным делегированные избирателями (а должности-то все выборные) права интерпретировать как полное доверие этого самого сообщества.
Вообще-то художники, живописцы, скульпторы, графики, мастера декоративно-прикладного, театрально-декорационного, народного искусства имеют полное право возмутиться этим самоуправством вне зависимости от того, считают ли они нужным просить Путина остаться на третий срок или, напротив, совершенно этого не желают. Но вряд ли это возмущение примет массовые формы, потому что, к сожалению, мы все -- жаль, что Никита Михалков не подписался как председатель Союза кинематографистов, -- голосуя за всякого рода руководителей и председателей (хоть дачно-строительного, хоть гаражного кооператива), обычно делаем это абсолютно формально. Мы просто не хотим этим заниматься, и с готовностью передаем власть -- в том числе и над нашим «мнением» -- в руки тех, у кого есть своя мощная мотивация. Им зачем-то, для своих целей, эта власть нужна, а нам -- нет. Нам нужно, чтобы нас оставили в покое, а им -- чтобы мы не лезли в те дела, которые они будут делать от нашего имени.
Со времен советской школы, когда быть избранным в какой-нибудь совет дружины казалось просто неприличным, у сегодняшней интеллигенции на уровне инстинкта сохранилось желание не состоять и не участвовать. Впрочем, школу я вспомнила в связи с возрастом нынешнего активного поколения, чья школьная юность пришлась на брежневскую пору. Что же касается выдвижения на выборные посты тех, кому это больше надо, чем тебе, тех, кто сам за власть берется, у нас это идет издавна. Вспомнить земские выборы -- в письмах у Александра Николаевича Островского есть чудесные описания того, как наша элита осуществляла идеи самоуправления. Ну не хотим самоуправляться -- найдутся всегда те, кто управится за нас, не постесняется, напротив, будет чувствовать себя спасителем Отечества. Те, кто объединит нас в едином порыве и предаст гласности наши скрываемые чувства -- именно те, которые ему надо.
Кстати, глава российского императорского дома великая княгиня Мария Владимировна тоже выступила с письмом, в котором поддержала продление срока полномочий президента Путина в качестве одного из этапов движения России к монархии. Но она это письмо подписала только своим именем -- видимо, в доме Романовых хорошо помнят, что бывает, когда злоупотребляют доверием подданных.
Алена Солнцева