Время новостей
     N°195, 24 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.10.2007
Расщепление рубля
Региональные бюджеты заставят делиться с муниципальными
Похоже, страну ждет очередное межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов. Однако если в прежние годы речь шла преимущественно о передаче налоговых доходов с регионального уровня на федеральный с целью выравнивания бюджетообеспеченности субъектов федерации, теперь акцент будет сделан на поддержку муниципалитетов. Убудет, к слову, опять же у бюджетов регионов.

Президент Владимир Путин, судя по всему, услышал мольбы муниципалитетов, постоянно жалующихся на безденежье. И вчера на общероссийском собрании советов муниципальных образований заявил, что поручит правительству обязать регионы поделиться с муниципалитетами налоговыми доходами. По словам главы государства, «несправедливо свалить на муниципалитеты» неподкрепленные финансированием новые расходные полномочия, которые они получили в ходе реформы местного самоуправления, в частности содержание сверхзатратного в силу почти полной обветшалости жилищно-коммунального хозяйства.

Напомним, что по закону «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации», вступившему в силу с 1 января 2006 года, муниципалитет отвечает в том числе за организацию электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, снабжения населения топливом, за содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и других транспортных инженерных сооружений в границах поселений, за обеспечение жильем малоимущих и нуждающихся в улучшении жилищных условий, за содержание муниципального жилищного фонда и т.д. Понятно, что денег на все это в муниципалитетах нет. Большинство расходных полномочий исполняется за счет дотаций из региональных бюджетов. Как заявил в понедельник глава Госдумы Борис Грызлов, «95% муниципальных образований являются дотационными, то есть у них нет возможности формировать полноценный бюджет, муниципальные образования фактически находятся на дотации у региональных властей». По его словам, «те полномочия, которые в рамках реформы местного самоуправления переданы на уровень муниципальных образований, не полностью сопровождаются финансовыми ресурсами».

Президент вчера напомнил, что дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в прошлом году составили 255 млрд руб., еще 437 млрд руб. было выделено на исполнение делегированных полномочий. «Всего же бюджет местного самоуправления в 2006 году составил 16% от консолидированного бюджета страны и 41% -- от консолидированного бюджета регионов, причем уже за первую половину 2007 года прирост трансфертов превысил 60%», -- отметил глава государства.

Подобная зависимость от региональных бюджетов муниципалитеты не устраивает (по расчетам Минфина, в 2006 году муниципальные образования за счет собственных доходов смогли профинансировать всего 59% расходов, а по данным Счетной палаты, не более 40%). Федеральные власти, если судить по вчерашнему выступлению г-на Путина, тоже. «Людей волнует необустроенность и слабая социальная инфраструктура значительного числа поселений, низкое качество коммунальных услуг муниципального здравоохранения и образования. В связи с этим вопрос обеспечения муниципалитетов достаточной финансовой и материальной базой остается основополагающим», -- подчеркнул глава государства. Для того чтобы не только поддержать муниципалитеты материально, но и заинтересовать их зарабатывать деньги самим, Владимир Путин предложил передать местным органам власти часть налога на прибыль. Сейчас этот налог в размере 24% расщепляется на две части -- 5% идет в федеральный бюджет, 19% -- в региональные.

«Муниципалитетам ничего не достается. Но законодательство позволяет регионам перераспределять ресурсы в пользу муниципалитетов», -- наставил президент на истинный путь глав субъектов федерации, добавив, что в 20 регионах такие решения уже приняты.

Между тем финансовые нововведения ждут не только сотрудников муниципалитетов, но и региональных чиновников. Минфин подготовил проект правительственного постановления об утверждении нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти в дотационных субъектах федерации, коих подавляющее большинство. К таковым относятся регионы, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета. Минфин предлагает финансировать органы власти таких регионов в объеме строго зафиксированной доли от общей суммы его доходов и дотаций.

В документе субъекты федерации разделены на четыре группы в соответствии с численностью населения: менее 0,5 млн человек, 0,5--1 млн человек, 1--2 млн человек и более 2 млн человек. Максимальный норматив предложен для Чеченской Республики -- 16,14%, минимальный -- для Агинского Бурятского автономного округа -- 2,69%. Постановление предполагается ввести в действие с начала следующего года.

Вчера же министр регионального развития Дмитрий Козак, который также участвовал в общероссийском собрании советов муниципальных образований, высказался за максимально прозрачную процедуру направления бюджетных средств в регионы.

«Хочу сделать все, чтобы минимизировать "усмотрение", в том числе мое собственное, то есть исключить субъективный фактор, чтобы регионы и муниципалитеты заранее знали, на что они могут претендовать из федерального бюджета», -- заявил глава Минрегионразвития. «Никто никому ничего не должен давать из-под полы», -- добавил министр.

Похоже, именно главам Минфина и Минрегиона -- Алексею Кудрину и Дмитрию Козаку -- предстоит стать главными ответственными за меджбюджетные отношения. У Минфина такие полномочия были всегда, а Минрегион после передачи в его ведение федеральных целевых программ автоматически вынужден подключиться к проблемам бюджетирования регионов.

Михаил ВОРОБЬЕВ