Время новостей
     N°194, 23 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.10.2007
Наценка -- договорная
Правительство может временно заморозить цены социально значимых продуктов
В среду правительство может окончательно одобрить соглашение с основными производителями продовольствия и торговыми организациями о замораживании цен на ряд социально значимых продуктов. Такой опасной для рыночной экономики, но популярной среди большинства населения мерой кабинет министров пытается сбить недовольство россиян в связи с резким повышением летом и в начале осени цен на хлеб, молоко и подсолнечное масло, вызванным, как объясняют чиновники, прежде всего ситуацией на мировых продовольственных рынках. Напомним, что, по данным «Росстата», в сентябре наиболее существенно выросли цены на подсолнечное масло -- на 13,5%, пастеризованное молоко -- 9,4%, кисломолочные продукты -- 7,9%, творог -- 7,5%. При этом в ряде регионов подорожание было куда более значительным.

«Ассоциации и союзы крупных сетевых компаний, компаний по производству молочной продукции, растительного масла и яйца договорились в среду подписать соглашение о партнерстве», -- утверждает министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. По его словам, на все социально значимые виды продуктов по согласованному списку «у нас будет наценка 10%, не более». В перечень, как ожидается, войдут отдельные виды молочных продуктов, хлебобулочных изделий, подсолнечное масло, сыр, сахар. При этом г-н Гордеев подчеркивает, что наценка будет ограничена «добровольно».

Эксперты скептически оценивают подобные заявления чиновников, напоминая, что в свое время аналогичным образом руководители нефтяных компаний после бесед в Белом доме «добровольно» замораживали цены на бензин. «Это классический пример того, что можно назвать решением добровольно-принудительным», -- сказал "Времени новостей" директор департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев.

Впрочем, дело даже не в том, добровольно или под нажимом властей производители и торговцы принимают решения ограничивать свои прибыли по ряду товарных позиций. Главное, что подобный «легализованный ценовой сговор» может привести к серьезным негативным последствиям для продовольственного рынка и розничной торговли. Продукты ведь продаются не только в сетевых супермаркетах, но и в десятках тысяч магазинов и магазинчиков, которые вслед за «старшими товарищами» будут вынуждены продавать часть продукции с минимальными наценками. Вопрос в том, хватит ли в этом случае получаемого дохода на содержание магазина, ведь, например, арендную плату хозяину торговой точки в связи с борьбой с инфляцией никто не снизит.

Причем «отыграться» на других товарах маленьким магазинчикам будет куда сложнее, чем сетевым торговым монстрам, которые так сманеврируют ценами, что никаких убытков и не понесут. Сети повышать цены на товары, не попавшие в согласованный с правительством список, «могут и будут», сказал «Времени новостей» аналитик компании «Уралсиб» Андрей Никитин. (Кстати, тем самым общий уровень продовольственной инфляции останется без изменений.) А вот смогут ли последовать их примеру «маленькие» -- большой вопрос.

Многие экономисты, например член бюджетного комитета Госдумы Оксана Дмитриева, уже прогнозируют монополизацию оптовой и розничной торговли за счет выдавливания малого бизнеса и передела рынка в пользу сетей. «У мелких производителей нет таких возможностей заморозиться на несколько месяцев. Поэтому это чистой воды антиконкурентная мера», -- сказал «Времени новостей» Игорь Николаев. Впрочем, Андрей Никитин не верит в столь негативный прогноз для средней и мелкой торговли. «Ну, зафиксировали цены на молоко 2,5% жирности в пакетах, на самые дешевые сорта хлеба -- что от этого меняется в масштабах экономики? Если бы цены были фиксированы на более широкий ассортимент -- тогда да», -- говорит он.

По оценкам большинства экономистов, замораживание цен на социальные виды продовольствия может сыграть свою роль, в том числе, с точки зрения пиара власти, лишь в течение пары-тройки месяцев, как раз в выборный период. С нового года держать цены в узде будет куда сложнее, а может, и вовсе невозможно. «Не верю в эффективность этих мер. Они неэффективны, близоруки и стратегически не выверены. Нет никаких сомнений, что наступит новый год с ускоренной индексацией тарифов естественных монополий... И если оценивать на временном промежутке полгода--год, то мы получим еще большую инфляцию. Когда вы замораживаете цены, вы создаете инфляционный навес. И после разморозки цены поскачут еще более сильно», -- уверен г-н Николаев. Свою инфляционную роль уже в новом году сыграют и постоянно растущие доходы россиян. Напомним, что с 1 декабря на 300 руб. повышаются пенсии, на 15% зарплаты госслужащих, денежное довольствие военнослужащих, пенсии военным пенсионерам.

Игорь Николаев считает, что главная причина роста цен на продовольствие (как, впрочем, и инфляции в России в целом) не в мировой конъюнктуре, а в отсутствии конкуренции на российских товарных рынках. «Ошибка в том, что мы оказываем воздействие на инфляцию только через монетарные факторы. Но она складывается и под воздействием других, зависит, в частности, от предложения товаров. Стерилизовать деньги проще, чем насыщать рынок товарами. А сейчас проще заморозить цены. Но надо заниматься менее видимой, но более тяжелой работой -- формированием неинфляционного базиса для развития экономики. Это муторно, тут с административными барьерами надо бороться. А кто сейчас ведет основные антиконкурентные действия в экономике? Органы власти. Это по статистике самого ФАС», -- говорит Игорь Николаев.

Причем то, что на продовольственном рынке для снижения цен должна развиваться конкуренция, судя по всему, хорошо понимает и премьер-министр Виктор Зубков. Вчера он предложил расширять конкурентное поле не только за счет соперничества отечественных производителей, но и привлекая сельскохозяйственный потенциал союзной Белоруссии. «Помимо административных мер, которые принимаются сегодня, решению вопроса послужит создание здоровой конкуренции на рынке, в том числе за счет поддержки кооперационных, интеграционных связей с Белоруссией в рамках союзного государства», -- сказал премьер на традиционном совещании членов кабинета министров с президентом.

Напротив, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев с конкуренцией в подведомственном ему секторе явно на "ножах". Минсельхоз не намерен ограничиваться искусственно ограниченной 10-процентной надбавкой на социально значимые продукты питания. Он придумал новую систему регулирования производства и реализации продовольствия, суть которой в составлении специального реестра добросовестных производителей и переработчиков. Тот, кто не попадет в реестр, будет фактически лишен права производить и реализовывать сельхозпродукцию.

«Во-первых, это явно коррупционная мера. Можно хорошо заработать на включении того или иного субъекта хозяйствования в реестр. Во-вторых, в рыночной экономике все субъекты равны», -- говорит г-н Николаев.

Вчера же к борьбе с продовольственной инфляцией путем насыщения российского рынка продуктами питания подключился «Россельхознадзор». Он разрешил поставки в Россию сыров и сухого молока с ОАО «Ковельмолоко» (Волынская область) и ОАО «Светловодский маслосырокомбинат» Кировоградской области, доведя до 23 число украинских мясоперерабатывающих и молочных предприятий, которым предоставлено право на поставки продукции на российскую территорию. Кроме того, сняты ограничения на поставки мясной и молочной продукции с ряда бразильских мясоперерабатывающих предприятий, а также живой птицы, яиц, мяса птицы и всех видов птицеводческой продукции из Венгрии.

Михаил ВОРОБЬЕВ