Президент Грузии Михаил Саакашвили на днях заявил, что саммит НАТО в Бухаресте в апреле 2008 года станет переломным для вступления страны в Североатлантический альянс. Вице-премьер и госминистр Грузии по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Георгий БАРАМИДЗЕ рассказал «Времени новостей», когда страна сможет вступить в НАТО и как это скажется на отношениях с Россией.-- На саммите в Бухаресте Грузия ожидает адекватной реакции всех членов альянса на выполнение на «отлично» взятых нами обязательств по плану индивидуального партнерства и по «интенсивному диалогу» с НАТО. Речь идет не только о преобразовании армии, но и об укреплении демократических структур, борьбе с коррупцией, экономических реформах.
Сейчас вопрос в том, придут ли все 26 членов НАТО к консенсусу о предоставлении Грузии плана по присоединению к альянсу. Все они абсолютно едины в том, что Грузия справилась с домашними заданиями. Нет ясности по политической готовности отдельных стран, которые для себя еще не определились в этом плане.
-- Вы имеете в виду Францию, министр обороны которой заявил, что вступление Грузии в НАТО не должно вступать в противоречие с интересами России?-- Я воздержусь называть конкретные государства. Важно другое -- в НАТО все говорят, что Грузия заслужила план присоединения. Вопрос только в том, когда его открывать: во время саммита в Бухаресте или позже. Раньше вопрос состоял в том, заслуживаем ли мы его или нет. Что касается России, то
после нашего присоединения к НАТО грузино-российские отношения только улучшатся, так как выйдут на качественно новый уровень.
-- Предположим, саммит НАТО в Бухаресте откроет для Грузии план присоединения. Что дальше?-- Различные кандидаты в члены НАТО проходят путь к альянсу за разное время. Это зависит как от готовности всех членов НАТО принять их, так и от внутренних процессов в той или иной стране-кандидате. С учетом всех наших успехов спустя год-полтора после Бухареста Грузия может быть готова к членству в НАТО.
-- Но оппоненты говорят, что НАТО высказывает Грузии ряд претензий -- например, по темпам реформы судебной системы...-- Несмотря на все достижения, мы не расслабляемся. Нельзя моментально добиться радикальных перемен в судебной власти. Несколько лет назад мы в один день упразднили дорожную полицию -- нашу ГАИ. Нельзя же аналогично поступить с судьями! Здесь требуется более гибкий, осторожный подход. Мы должны продолжить борьбу с коррупцией, несмотря на то, что в этой борьбе Грузия лидирует во всем мире. Надо продолжить экономические реформы. Есть у нас подвижки и по урегулированию конфликтов, но в целом в этом отношении ситуация нас не удовлетворяет.
-- Генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер, посетивший Грузию в начале октября, подчеркнул, что проблемы Абхазии и Южной Осетии должны быть решены мирно. Это совпадает с позицией грузинского руководства?-- В тысячный раз декларируем, что решать конфликты путем диалога -- это наш принцип. Но, если честно, нам надо договариваться не с сепаратистами, а с Россией. Это Россия в военном, экономическом, пропагандистском аспектах поддерживает сепаратистов. Без такой поддержки режимы Абхазии и Южной Осетии уже не существовали бы.
-- Грузия не доверяет российским миротворцам в зонах конфликтов. Теперь Тбилиси просит Евросоюз выделить в зоны конфликтов своих представителей, полицейские силы...-- В целях гласности мировое сообщество должно быть вовлечено в процесс урегулирования этих конфликтов. Центральные власти Грузии давно готовы к серьезным компромиссам. Единственное наше условие -- сохранение территориальной целостности Грузии. В рамках единого государства мы готовы обсуждать любой тип автономии для конфликтных регионов. Поэтому мы за то, чтобы там были непредвзятые миротворцы, а не представители заинтересованной стороны -- России. Нейтральные миротворцы должны будут сохранить мир, обеспечить возвращение беженцев и способствовать диалогу сторон. Если с первой задачей более или менее российские миротворцы справились, то в остальном все делают с точностью до наоборот.
--
Как обстоят дела со вступлением Грузии в ЕС?-- Об этом пока рано говорить. Мы активно сотрудничаем с Евросоюзом в рамках «политики соседства». В середине октября в Люксембурге состоялось заседание совета сотрудничества Евросоюз--Грузия, в эти дни в Тбилиси мы принимаем миссию ЕС. Мы -- европейцы.
--
Может ли негативное отношение России к Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) отразиться на выводе российских баз из Грузии? Этот процесс должен быть завершен в будущем году.-- Вопрос вывода российских баз из Грузии закрыт. Можно сказать, что процесс прошел точку невозврата. Смысла сохранять здесь базы нет и для России, эффекта для ее обороноспособности это иметь не будет. Но выход России из ДОВСЕ негативно отразится на региональной стабильности, так как несет элементы конфронтации, напряженности.
-- США обращались к Грузии по размещению объектов противоракетной обороны?-- Никто к нам по этому поводу не обращался. Это не обсуждается. Мы желаем успехов России и США в переговорах об этом.