Два знаковых события, имеющих прямое отношение к
российско-афганским отношениям, но никак не связанные друг с другом, произошли на днях в Москве. 21 октября было учреждено представительство в России «Национального фронта Афганистана» (НФА). А вчера в российской Торгово-промышленной палате (ТПП) Афганское инвестиционное агентство презентовало перспективные проекты экономического сотрудничества с Россией.
Создание представительства НФА проходило в неформальной, но весьма торжественной обстановке в банкетном зале одного из московских клубов, где собрались несколько десятков представителей афганской диаспоры в России из Санкт-Петербурга, Ростова, Краснодара, несколько человек из Москвы. О создании НФА, нового политического блока Афганистана, в который вошли 14 партий, было объявлено лишь полгода назад, 4 апреля 2007 года в Кабуле. Как раз в тот момент президент Афганистана Хамид Карзай находился с визитом в Индии. Лидером НФА стал экс-президент Афганистана Бурхануддин Раббани. В состав высшего совета НФА вошли внук бывшего короля Захир Шаха принц Мустафа Захир, вице-президент страны Ахмад Зия Масуд, спикер парламента Юнус Кануни, министр энергетики и водных ресурсов Исмаил Хан, экс-министр обороны маршал Фахим, бывший министр торговли Мустафа Казими, бывший полевой командир Абдурашид Дустум, несколько влиятельных депутатов парламента и ряд бывших моджахедов.
НФА позиционирует себя в качестве системной оппозиции правящему в Афганистане режиму во главе с Карзаем. Выразительным свидетельством этого стало выступление в Москве прибывшего из Кабула представителя исполнительного совета НФА Акима Турсуна. Рассказывая о бесчинствах талибов и о поддержке, которую им оказывает Пакистан, кабульский гость подчеркивал стремление Хамида Карзая бороться с врагами Афганистана. Но тут же отмечал, что президент явно не справляется с этими задачами и задача НФА помочь ему. В том же духе была выстроена речь доктора Абдула Халила Абаси -- врача-педиатра и лидера афганской диаспоры Санкт-Петербурга, возглавившего представительство НФА в России и странах СНГ. Прирожденный оратор с громовым голосом и прекрасной дикцией, как говорят его соратники, убежденный коммунист, доктор Абаси убеждал соотечественников, что НФА «создан не против государственной власти и лично президента Афганистана, уважаемого Хамида Карзая, а для восстановления мира и стабильности в стране, и является в этом направлении надежной опорой президента Афганистана».
Но если проанализировать состав НФА, куда вошли в основном бывшие моджахеды и полевые командиры бывшего Северного альянса, возглавлявшегося национальным героем Афганистана, покойным Ахмад Шахом Масудом, становится очевидным, что задачи фронта куда шире, чем заявленная «фронтовиками» помощь Карзаю. Наблюдатели в Афганистане видят в фигуре внука покойного короля принце Мустафе Захире, вошедшем в руководство НФА, серьезного претендента на пост будущего президента Афганистана. Очередные президентские выборы там должны состояться в 2009 году. Реакция Москвы на учреждение представительства НФА в России сводится к «полной неосведомленности и искреннему удивлению». Именно так ответили «Времени новостей» в российском МИДе на просьбу прокомментировать это событие.
С гораздо большим вниманием в Москве отнеслись к приезду представительной делегации афганских деловых кругов, члены которой вместе с послом Афганистана в Москве Залмаем Азизом рассказывали в ТПП о том, как ждут в их стране российских инвесторов. Выяснилось, что в Афганистане, где законы рыночной экономики защищены конституцией, действует чуть ли не самое либеральное в Азии инвестиционное законодательство. Есть краткосрочное (на четыре года), среднесрочное (на шесть лет) и долгосрочное (на восемь лет) освобождение инвесторов от налогообложения. Не облагается пошлинами и продукция, производимая на предприятиях, построенных по инвестиционным проектам. Афганский закон разрешает частному инвестору переводить прибыль и за пределы страны. Там самый короткий в регионе срок регистрации предприятий -- всего семь дней и самые низкие ввозные таможенные пошлины -- 4,2% (у соседей они куда выше: в Индии -- 22%, а в Пакистане -- 17,3%). По оценкам Всемирного банка, Афганистан стал сегодня самым удобным местом в регионе для начала ведения бизнеса.
Гости искренне печалились о том, что россияне отсутствуют на самой крупной в мире «строительной площадке», которой является ныне Афганистан, где ежегодно осваивается около 2 млрд долл. На эти призывы представитель Минэкономразвития России деликатно ответил, что «совместные российско-афганские проекты начинались, но не всегда успешно заканчивались из-за проблем, связанных с безопасностью в Афганистане...». Тем не менее обе стороны демонстрировали завидный оптимизм, рассуждая о перспективах сотрудничества, особенно после того, как пару месяцев назад были урегулированы проблемы финансовой задолженности Афганистана перед Россией.