Весь сегодняшний день глава МИД России Сергей Лавров проведет в Токио. Он встретится с генсеком правительства Нобутакой Матимурой (еще недавно он был коллегой г-на Лаврова) и главой МИДа Масахико Комурой. Гость также отобедает с Юкио Хатоямой -- генсеком оппозиционной Демократической партии. Эта партия контролирует сейчас верхнюю палату парламента. Прием у нового премьера Ясуо Фукуды не предусмотрен. В заключение российский гость посетит русский православный Воскресенский собор. А уже вечером Лавров направится в китайский Харбин на встречу с главами МИДов КНР и Индии Ян Цзечи и Пранабом Мукерджи.
Вчера после телефонного разговора с японским премьером президент Владимир Путин сообщил: «Несмотря на
внутриполитическую ситуацию в Японии, мы договорились, чтобы никаких сбоев в работе не было. Наши партнеры настроены на такую работу. С нашей стороны тоже сбоев не должно быть никаких». Накануне Сергей Лавров сказал японским корреспондентам, что видит цель своей поездки в «подтверждении готовности сторон к расширению сотрудничества в практических сферах и взаимодействия на международной арене», имея в виду прежде всего
проведение под председательством Японии саммита «восьмерки» на острове Хоккайдо в июле 2008 года.
По оценке главы российской дипломатии, экономические связи России и Японии «развиваются быстрыми темпами». С 2003 года товарооборот рос ежегодно почти на 50%, в 2007-м он превысит 15 млрд долл. Однако «на Японию приходится лишь около 2% внешней торговли России, а ее доля в японской торговле -- около 1%». Поставлена задача «выйти на договоренности, позволяющие продвинуться по пути построения созидательного партнерства». Конкретно упомянуты строительство нефтепровода Восточная Сибирь -- Тихий океан и участие японских компаний в создании ориентированных на экспорт предприятий по переработке нефти и газа. Впрочем, заметил г-н Лавров, «сегодня Россия не испытывает трудностей с привлечением финансовых ресурсов для реализации проекта».
Россию интересует «перспектива создания рыбоперерабатывающих предприятий на базе японских технологий, допуск российской рыбной продукции на японский рынок и совместное освоение рынков третьих стран». Учитывая японский государственный протекционизм, на деле Россия может рассчитывать разве что на продажу сырых морепродуктов для дальнейшей переработки и выпуска под японскими марками. Лавров предупредил, что будут учитываться «соблюдение иностранными рыбаками правил промысла» и «состояние взаимодействия в области борьбы с браконьерством и контрабандой морепродуктов». Сигнал ясен -- Россия не намерена мириться с продолжающимся хищничеством в своих территориальных водах, экономической зоне и с нелегальной продажей улова в Японию.
По оценке Сергея Лаврова, «Россия и Япония движутся навстречу друг другу, ускоряя темп», а выход отношений на более высокий уровень -- это «объективно необходимое условие достижения договоренности по проблеме территориального размежевания». Япония считает южные острова Курильской гряды Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелаг Хабомаи незаконно оккупированными Советским Союзом в 1945 году.
«Москва заинтересована в том, чтобы в ходе переговоров найти такие развязки, которые позволили бы выйти на заключение мирного договора. У нас нет намерения консервировать эту проблему, мы искренне хотим закрыть ее», -- говорят в МИД России. А Сергей Лавров накануне визита напомнил, что согласно основному юридическому документу по этому вопросу -- Совместной декларации СССР и Японии от 1956 года --Москва «может рассмотреть вопрос о передаче Японии острова Шикотан и архипелага Хабомаи после заключения между странами мирного договора».
Токийскую декларацию 1993 года, в которой говорится о готовности Москвы обсуждать «вопрос принадлежности четырех островов», Сергей Лавров назвал «не юридическим, а политическим документом, зафиксировавшим позиции каждой из сторон». Речь в ней идет «о достижении согласия в том, что острова принадлежат нашей стороне», резюмировал министр.
Этой фразой Сергей Лавров похоронил надежды Токио на прорыв в территориальном споре. В Японии поняли, что поднимать перед гостем эту тему бессмысленно. Правительство Японии даже не рассматривает Россию в качестве приоритетной страны-партнера. Показательно, что Россия вообще не была упомянута в первой программной речи японского премьера, прозвучавшей в начале октября. Свой первый заграничный визит премьер Фукуда совершит в США, а затем отправится в Китай.