|
|
N°14, 28 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шарпинг попал под самолет
Оппозиция опять требует отставки министра обороны Германии
Завтра конституционный суд Германии соберется на экстренное заседание, чтобы срочно ответить на вопрос, имел ли министр обороны Рудольф Шарпинг право по своему усмотрению распоряжаться внебюджетными средствами в особо больших размерах -- даже если речь идет о вопросах государственной значимости и взаимоотношений с партнерами по НАТО и ЕС?
Предыстория такова. 18 декабря в Брюсселе Шарпинг и его коллеги из других стран НАТО (Великобритания, Франция, Испания, Бельгия, Португалия, Турция и Люксембург) подписали договор с европейским авиастроительным концерном EADS о приобретении до 2008 года 196 военно-транспортных самолетов А400M по цене 118 млн евро за штуку. При этом было обозначено важное условие: заказ восьми стран будет исполняться лишь в том случае, если Германия гарантирует финансирование своей части до 31 января 2002 года. Бундестаг еще в прошлом году предоставил Шарпингу право заказать в EADS военных аэробусов примерно на 5 млрд евро. Этих денег, однако, хватило бы лишь на 40 единиц А400М. Шарпинг же «подписался» на 73 самолета, на что дополнительно требуется еще около 4 млрд евро из госбюджета 2003 года. К тому же свою подпись министр поставил с одной оговоркой -- она будет действительной, если его поддержит парламент.
Даже если бы правительство и внесло в парламент законопроект о дополнительном бюджете, рассмотрение его заняло бы несколько месяцев и никак не завершилось бы до 31 января. В итоге с подачи канцлера Шредера, который понимает, что срыв сделки приведет к большим проблемам в отношениях с партнерами по ЕС, социал-демократы в пятницу провели через парламент хитрое решение. Германия поддерживает планы министра обороны по приобретению 73 военно-транспортных самолетов у концерна EADS и выделяет на это 8,5 млрд евро. Но договор, подписанный Шарпингом в декабре, является «недействительным». То есть формально условие о гарантиях до 31 января выполнено, партнеров успокоили, и теперь у правительства есть время, чтобы изыскать средства. Однако правые немедленно подняли вопрос о правомочности действий Шарпинга, отставки которого они уже давно добиваются, тем более что парламент официально аннулировал его подпись.
Европейские партнеры по НАТО решили совместно построить и приобрести четырехмоторный турбовинтовой самолет для своих ВВС в рамках проекта FLA (Future Large Aircraft), вдохновившись идеей стандартизации парка тактической транспортной авиации и возможностью снижения стоимости машины за счет ее массового производства.
Промедление Германии с финансированием едва не развалило проект, чему уже начали тихо радоваться военные. Они хотя и разделяют идеалы интеграции и поддержки европейского производителя, но не перестают мечтать о еще более мощных и современных самолетах. К примеру, британские королевские ВВС и министр обороны Джеффри Хун с большей симпатией поглядывали на тяжелый транспортник С-17 Globemaster производства фирмы Boeing. C-17 прекрасно зарекомендовал себя в ходе военных операций США последних лет, а по грузоподъемности он далеко опережает А400М: американец способен поднять в воздух 76,6 т крупногабаритного груза, тогда как новый европеец лишь 25 тонн. Так что еще немного склок, и общеевропейский А400М мог бы вообще никогда не стать серийной машиной. «Если Германия не даст своего однозначного согласия, -- сообщил в ответ на полемику из Берлина один из госсекретарей Хуна, -- нам придется еще раз перепроверить свою позицию».
Итальянская полиция обнаружила и арестовала тысячи бывших в употреблении запчастей к самолетам, которые предположительно продавали авиакомпаниям под видом новых, передает BBC. Следователи считают, что детали продавались по подложным документам как новые или по крайней мере как всесторонне проверенные. На самом деле они были сняты со списанных самолетов людьми, не имеющими специальной квалификации. Полиция расследует возможную связь находок с недавними авиакатастрофами -- в пригороде Нью-Йорка Куинс в ноябре прошлого года, когда погибли 265 человек, и в генуэзском аэропорту в 1999 году, когда погибли четверо. Три римские фирмы -- Panaviation, New Tech Italia и New Tech Aerospace -- подозреваются в незаконной продаже подержанных запчастей основным итальянским авиакомпаниям -- Alitalia, Minerva и Meridiana, а также европейским и американским. В двух контейнерах, обнаруженных на складе в римском аэропорту Фьюмичино, были детали шести списанных Airbus A300. В неапольском порту задержаны контейнеры с тремя тоннами деталей списанных на металлолом самолетов. По мнению полиции, эти контейнеры предназначались для отправки в США. Представитель итальянского управления по безопасности полетов Адальберто Пеллегрино заявил, что результаты расследования станут шоком для всего мира авиации.
Юрий ШПАКОВ, Берлин