|
|
N°193, 22 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гармония превыше всего
Ху Цзиньтао вооружил партию своими идеями
Сегодня в Пекине будут избраны новые члены высшего руководства Китайской компартии (КПК). Выборы политбюро и его постоянного комитета пройдут на пленуме нового состава ЦК КПК, избранного вчера, в последний день работы XVII партсъезда. Ожидается, что у власти останутся 64-летний партийно-государственный лидер Ху Цзиньтао, 66-летний спикер парламента У Банго и 65-летний премьер Вэнь Цзябао. В постоянный комитет войдет несколько новых лиц, среди которых должен быть и молодой преемник, которому Ху отдаст власть в 2012 году.
В девятку наиболее могущественных коммунистов Китая, входящих в постоянный комитет политбюро, не попадут те, кого не оказалось вчера в списке 204 членов ЦК КПК нового созыва. Среди членов постоянного комитета политбюро таких оказалось трое -- 68-летний заместитель председателя КНР Цзэн Цинхун, 72-летний Ло Гань, отвечавший за силовые ведомства, и 69-летний председатель центральной комиссии КПК по проверке дисциплины У Гуаньчжэн.
В новом ЦК не оказалось также 68-летней вице-премьера Госсовета КНР У И -- выдающегося мастера ведения торговых переговоров с иностранными партнерами. Нет там и 71-летнего заместителя председателя центрального военного совета КНР, министра обороны Цао Ганчуаня. Он один из немногих членов китайской правящей элиты, сохранивших личную память о дружбе с Россией -- с 1957 по 1963 год Цао учился в Москве в Военной артиллерийской академии. Ожидается, что в марте 2008 года на сессии китайского парламента г-жа У и г-н Цао покинут свои посты.
Завершение карьеры политиков связано с возрастом. Китайские власти требуют, чтобы высокопоставленные партийные функционеры и госчиновники уходили с постов к 70 годам. На этом фоне наиболее примечателен уход с партийного олимпа могущественного Цзэн Цинхуна. Пять лет назад во время обновления руководства его считали главным ставленником «шанхайского клана», окружавшего прежнего партийно-государственного лидера Цзян Цзэминя. Ху Цзиньтао для «шанхайцев» был чужим, что наводило многих экспертов на мысль о возможных попытках Цзэн Цинхуна занять его место. Однако уже пару лет назад не осталось сомнений, что Ху и Цзэн нашли общий язык. Более того, Цзэн помог Ху укрепить власть над армией и развернуть широкомасштабную пропаганду нового курса развития страны. Накануне партийного форума Цзэн Цинхун был избран генеральным секретарем XVII съезда КПК -- судя по всему, таким образом Ху выразил товарищу Цзэну свою признательность за поддержку.
Вместе с тем сохранил свое место в ЦК 67-летний Цзя Цинлинь -- председатель всекитайского комитета народно-политического консультативного совета Китая. Цзя также пользуется репутацией выдвиженца прежнего лидера Цзян Цэминя, однако большим авторитетом в КПК не пользуется. Над ним нависает тень громких коррупционных скандалов в приморской провинции Фуцзянь, которой он руководил в 1990-е годы. Ожидается, что он сохранит как пост в постоянном комитете политбюро, так и кресло председателя общенационального совещательного органа, действующего под эгидой КПК. Судя по всему, остаться у власти ему помогла не только «молодость» (Цзэн Цинхун старше всего на год), но и незначительность политического веса -- влиятельные силы в КПК не рассматривают Цзя Цинлиня как соперника.
Важным гостем на съезде был 81-летний Цзян Цзэминь, руководивший партией с 1989 по 2002 год. Его присутствие указывало не столько на сохранение влияния, сколько на стремление Ху Цзиньтао продемонстрировать партии и стране формальное уважение к предшественнику. Постановление съезда косвенно указало на заслуги самого Ху, под водительством которого КПК после 2002 года «в условиях сложной и переменчивой международной обстановки, колоссально трудных и тяжелых задач реформы и развития вела за собой народы страны», преодолевая все трудности и устраняя риски.
Главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер заметил «Времени новостей», что основные теоретические новации съезда были сформулированы на пленумах ЦК КПК в предыдущие несколько лет. Среди них «научная концепция развития», призывы к сбалансированному развитию экономики и социальной сферы, строительству гармоничного общества, укреплению влияния партии.
По мнению эксперта, накопление социальных проблем сильно давило на новое китайское руководство, которое подвергалось критике слева за отказ от социализма. От Ху Цзиньтао ожидали, что он займет более левую позицию. По мнению собеседника «ВН», на съезде китайский лидер занял центристскую позицию -- он не совсем ушел влево, но при этом отмежевался от правых: «Ху Цзиньтао отошел от прежних представлений, что рынок определяет все. Ранее были попытки рыночного реформирования социальной сферы, образования, здравоохранения, но теперь здесь больше ответственности будет нести государство». Но об отказе от реформ речь не идет. Критике внутри Китая подвергалась и политика открытости внешнему миру, но в этом вопросе Ху Цзиньтао, «похоже, уступил еще меньше, и открытость останется главным двигателем китайской экономики».
В последний день работы съезда родившиеся в эпоху Ху Цзиньтао лозунги «гармонии» и «научного взгляда на развитие» были вписаны в устав КПК наряду с марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина и «важными идеями тройного представительства» Цзян Цзэминя. Новшества получили статус «важного руководящего курса в деле социально-экономического развития» и «важной стратегической идеи, которой необходимо твердо держаться и которую необходимо претворять в жизнь при продвижении социализма с китайской спецификой». Съезд обязал членов КПК не только изучать «научный взгляд на развитие», но и отказываться от тех взглядов и представлений, которые ему не соответствуют.
Александр ЛОМАНОВ