|
|
N°193, 22 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Медвед разбудил Урал
Екатеринбургские автомобилисты продемонстрировали свою сплоченность автоинспекторам
Частный конфликт водителя и сотрудников ГИБДД стал причиной самой крупной на Урале акции протеста, устроенной автомобилистами, причем без малейшего вмешательства каких-либо политических сил. В субботу с 10 утра в Екатеринбурге более сотни машин проехали «маршем протеста» по главным улицам города. Именно так водители выразили свое возмущение действиями сотрудников Чкаловского районного управления ГИБДД, где неделю назад был задержан 24-летний автолюбитель Кирилл Форманчук.
Известность в Екатеринбурге он приобрел в 2006-м, когда повесил на свою машину вместо госномеров табличку «Медвед 01 rus». Этот шаг не остался незамеченным сотрудниками ГИБДД, которые потребовали табличку снять. Тогда г-н Форманчук заперся в своей машине на шесть часов, потом был доставлен в РУВД, а через две недели в мировом суде признан невиновным. Эта история стала началом долгого противостояния екатеринбуржца, получившего прозвище Медвед, с сотрудниками ГИБДД. Несколько раз у него изымали права, вскоре Кирилл Форманчук установил на крыше машины маленький холодильник, напоминающий проблесковый маячок, и снова начал спорить с милиционерами, доказывая законность использования чуда техники.
За год Медвед из простого водителя стал символом борьбы простого горожанина с системой ГИБДД. Одним из этапов этой борьбы стал процесс против начальника ГИБДД Свердловской области Юрия Демина, в ходе которого г-н Форманчук доказал, что на служебной машине Audi главы автоинспекции превышен уровень тонировки стекол. Авто милицейского чина в итоге пришлось растонировать. Но все жалобы на автоинспекцию, отправленные Медведом по инстанциям, ему припомнили, когда 1 октября он купил новый автомобиль и приехал регистрировать его в ГИБДД. Там быстро выяснили, что по базе данных 24-летний автомобилист значится уклонистом: документы молодого человека были изъяты, а сам он доставлен в Чкаловский военкомат Екатеринбурга. Там обнаружили, что у Кирилла Форманчука есть отсрочка, и он спокойно покинул комиссариат. Но машину не зарегистрировали -- стали проверять на подлинность документы.
12 октября на интернет-форуме со своего телефона Медвед написал: «Приехал утром в облГАИ, чтоб узнать судьбу документов на машину, изъятых в прошлый вторник. Меня погрузили в машину и увезли в военкомат. В военкомате случилась потасовка. На меня напал военком. Ему не понравилось, что я снимал на камеру. Он сломал телефон и камеру. Военком и три ДПС меня изрядно побили». Друзья Кирилла эту историю продолжают -- в ночь с 12 на 13 октября в помещении Чкаловского РУВД парень был избит сокамерниками и утром в тяжелом состоянии доставлен в больницу №24. С сотрясением мозга, множественными ушибами, выбитыми передними зубами и сломанным носом.
Интернет-общественность Екатеринбурга взревела: обсуждение на форумах набирало по тысяче комментариев в день, блоги горожан пестрели сообщениями о зверствах ГИБДД. Темой заинтересовались информационные агентства, а за ними и традиционные СМИ. За неделю избиение Кирилла Форманчука из истории узкого круга лиц стало достоянием полуторамиллионного города. Правоохранительные органы и сотрудники военкомата действовали традиционно, предпочитая не замечать этот скандал. В военкомате от комментариев отказывались, ГИБДД и УВД Екатеринбурга обещали сообщить подробности позднее. Это еще больше раздражало горожан. В Екатеринбурге начался сбор средств на медицинскую и юридическую помощь г-ну Форманчуку, а в мэрию была подана заявка на пикет против действий милиционеров. Администрация города противиться негодованию горожан не стала.
Милиция тоже поняла, что настал момент объясниться. В конце минувшей недели заместитель начальника милиции общественной безопасности ГУВД по Свердловской области Адам Богданович и начальник УВД Екатеринбурга Валентин Кузьмин объявили действия сотрудников областного ГИБДД законными. «Он вводил военкомат в заблуждение и пытался уклониться от службы. Направил сопроводительное письмо в ответ на повестку, которая была ему отправлена из военкомата 3 октября, где сообщил, что лица, в отношении которых расследуется уголовное дело, имеют отсрочку от армии. Ссылался при этом на уголовное дело за грабеж, которое было прекращено 18 июля 2007 года», -- объяснил Валентин Кузьмин. Правда, теперь у г-на Форманчука есть еще одно дело, возбужденное на сей раз в отношении него по ч. 2 ст. 116 УК РФ («Побои»). Кроме того, милиционеры сообщили, что за автомобилистом Кириллом Форманчуком числится 27 штрафов за нарушение правил дорожного движения, из которых уплачены только три. Так в УВД решили бороться с образом Медведа-правозащитника.
Но акцию протеста это не остановило. Хотя и далеко не все из тех, кто участвовал в «заезде протеста» по улицам Екатеринбурга, решились принять участие в пикете на площади 1905 года. Мероприятие традиционно снималось сотрудниками милиции, и водители не скрывали нежелания множить проблемы в общении с ГИБДД. Тем не менее это была самая масштабная самоорганизованная акция протеста в Екатеринбурге с начала 2000-х годов. Примечательно, что среди автомобилистов, участвовавших в акции, было не так уж и много сторонников Кирилла Форманчука -- его борьбу с ГИБДД, больше напоминающую желание подразнить автоинспекторов и заработать реноме борца с системой, в городе воспринимают неоднозначно. Но собравшиеся автомобилисты выступали не столько в его поддержку, сколько против методов работы ГИБДД. Не случайно, некоторые плакаты на автомобилях гласили: «Я хочу уважать ГИБДД». Однако взаимного уважения участники митинга не дождались.
Михаил ВЬЮГИН, Екатеринбург