Учреждение в России Государственного антинаркотического комитета (ГАКа) -- надправительственного органа, равного по статусу столь же необязательному по сути и важному лишь по логике аппаратных разводок внутри власти Национальному антитеррористическому комитету (НАКу), несомненно, ответ президента на открытую корпоративную войну внутри спецслужб. О ней ранее публично заявил глава Госнаркоконтроля Виктор Черкесов. Бороться с терроризмом и наркотрафиком по существу в России есть кому и без НАКа с ГАКом -- профильные ведомства никто не закрывал и полномочий не лишал. Но логика подковерной политической борьбы вынуждает окончательно запутывать аппаратную структуру борцов с реальными угрозами безопасности страны.
Для нынешней системы власти нет ничего более опасного и разрушительного, чем дележ этой власти между людьми из спецслужб, вкусившими сладость отъема чужого бизнеса в особо крупных размерах и создания собственного под прикрытием своих должностных полномочий. И чтобы коллеги президента не сгрызли друг друга заодно со страной, он вынужден прибегать к созданию все новых НАКов с ГАКами.
Когда сегодня учреждается очередное госведомство, никто ведь уже и не смотрит, чем оно должно заниматься. Потому что главный смысл создания новых структур -- аппаратная разводка соперничающих частей президентского окружения. При этом еще и сам президент вынужден разводить по сторонам конфликтующие группировки. Потому что если глава государства, особенно в момент своего пусть временного, пусть формального ухода с поста руководителя страны, открыто встанет на сторону одной из них, то другая (или другие) будет реальной непримиримой оппозицией власти.
И тогда эти группировки либо придется как-то репрессировать, либо они будут бороться с властью с помощью своего ресурса, который в числе прочего включает в себя оружие и оперативно-следственные возможности. Это ведь не «Яблоко» с «Союзом правых сил» и не «Другая Россия». Такую оппозицию семипроцентным барьером на выборах, налоговой проверкой или отказом в регистрации списков не остановишь.
Противникам российской власти такой борьбе и таким разводкам тоже особо радоваться не следует. Да, несомненно, придание спецслужбам (которые по определению должны быть сугубо вспомогательными органами, находящимися под гражданским контролем и подчиняющимися исполнительной власти) статуса реальных хозяев государства стало одной из главных и труднопоправимых ошибок. Но и выходить из этой войны спецслужб нужно крайне осмотрительно. Хотя бы потому, что представители этих структур теперь составляют костяк гражданских министерств и ведомств. Они и так чувствуют себя главными в стране, а если еще над ними не станет эффективного разводящего, дело может кончиться неконтролируемым насилием.
Как ни странно, помочь в преодолении этой действительно серьезной проблемы г-ну Путину может его вынужденный политический роман с «Единой Россией». У него появляется шанс быть не лидером партии спецслужб, а стать лидером (в должности премьер-министра или главы парламентского большинства -- в данном случае не суть важно) хотя бы партии бюрократии. Бюрократическому аппарату, равно как и предпринимателям любого калибра -- от еще оставшихся частных олигархов ельцинской поры до мелких лавочников, одинаково неприятно жить в условиях, когда на тебя могут в любой момент безнаказанно наехать силовики. Так что в разводку (а вовсе не в разведку) с бюрократией и частным бизнесом президенту все равно стратегически идти выгоднее, чем с раздираемой внутренней враждой корпорацией спецслужб. Грубо говоря, президенту в этой войне спецслужб важно решиться быть не "за всех", а "против всех". Поскольку бесконечно оставаться "над схваткой" не получится.
В том числе и поэтому возвращение политики из "подковерного" в легальное пространство -- главная миссия нынешнего президента в момент, когда может образоваться конституционный временной зазор между его вторым и третьим сроками. Или даже он может кануть в политическое небытие именно благодаря тем, на кого была сделана ставка в управлении страной. Как только спецслужбы перестанут торговать нефтью, мебелью, незаконно конфискованными мобильными телефонами, сосредоточившись исключительно на своих профессиональных обязанностях, ведомственные противоречия между силовиками (а они случаются практически во всех странах мира) станут их проблемой, а не проблемой реальной безопасности всего государства.
Отстранять спецслужбы от их нынешней бурной хозяйственной деятельности в России рано или поздно все равно придется. У сверхпопулярного президента Путина есть шанс сделать это самому, опираясь на легальные политические институты и хотя бы безмолвную поддержку народа, который едва ли будет протестовать против таких мер. Но для начала надо признать, что иногда даже для правителей с таким рейтингом и объемом полномочий, не говоря уже о судьбе страны, обычная демократия бывает куда полезнее и, главное, безопаснее демократии «суверенной».