Прогноз лидера Венесуэлы о цене барреля в 100 долларов может сбыться уже в этом году
Цены на нефть в конце прошлой недели
снова поставили рекорд -- на торгах в Нью-Йорке в четверг они перешагнули через психологическую отметку 90 долл. за баррель и остановились на 90,07 долл. за баррель. Этого оказалось достаточно, чтобы напугать администрацию Джорджа Буша. По сообщению Reuters, представитель Белого Дома Тони Фратто заявил: «Конечно, президент хотел бы увидеть снижение цен на нефть, также он хотел бы увидеть, что мы меньше полагаемся на иностранные источники нефти и снижаем нашу зависимость от всех источников нефти». Впрочем, на столь высоком уровне эталон «легкой» нефти WTI удерживался недолго: в пятницу баррель стоил уже 88,6 долл., достигая временами отметки в 88,29 долл. Эксперты отмечают, что трейдеры ожидают дефицита нефтепродуктов в четвертом квартале, а потому фьючерсы на нефть стали так сильно дорожать. Также среди причин подорожания -- ирако-турецкое противостояние и слабеющий доллар.
Цены на нефть в октябре стали расти довольно сильными темпами. За последние две недели ноябрьские фьючерсы на WTI подорожали на 10,45 долл. за баррель (или на 13,2%), на североамериканскую Brent -- на 7,58 долл. (или на 9,9%), до 84,16 долл. за баррель. Цены spot также сильно выросли: на WTI -- на 9,29 долл., до 88,55 долл. за баррель, на Brent -- на 5,96 долл., до 84,44 долл. за баррель, на российскую Urals -- на 6,31 долл., до 80,79 долл. за баррель. Опасения трейдеров базируются на нескольких факторах, говорит директор по развитию нефтяного агентства Argus Михаил Перфилов. Прежде всего военный -- существует угроза вхождения турецких войск в Ирак, а также не утихает иранская проблема. Кроме того, ВР сообщила о пожаре на месторождении North на Аляске, из-за чего рисковала недополучить несколько миллионов баррелей сырья. Правда, в пятницу компания заявила, что пожар не оказал серьезного влияния на добычу. И, наконец, самое главное: в ноябре--декабре трейдеры ожидают напряженность на рынке нефтепродуктов в Европе (сейчас весьма низкие запасы, что нехарактерно для этого периода), и это может повлечь за собой рост цен на них и по цепочке -- на нефть. Также в пользу дорогой нефти складывается ситуация и на финансовых рынках. «Доллар продолжает снижение, что привело к притоку инвестиций в нефть в качестве страховки от слабого доллара», -- заявил информагентствам аналитик Commonwealth Bank of Australia Дэвид Мур. Впрочем, в пятницу инвесторы уже фиксировали прибыль от взлета цен.
ОПЕК, похоже, не намерена предпринимать срочных мер по снижению цен. Министр энергетики и шахт Алжира Шакиб Хелиль сообщил информагентствам, что созыва экстренного заседания картеля не будет: в этом нет необходимости, сказал он, так как мировой нефтяной рынок сейчас "хорошо снабжается нефтью". "Цены продолжат свой рост. Причина этого -- геополитическая напряженность и отсутствие новых нефтеперерабатывающих мощностей в мировой экономике", -- заявил министр. На предстоящей встрече министров энергетики стран -- членов ОПЕК, которая пройдет 17 ноября в Эр-Рияде, вопросы объемов добычи нефти обсуждаться не будут, уточнил г-н Хелиль, при этом он сообщил, что консультации по уровням добычи пройдут на очередной сессии ОПЕК, которая состоится 5 декабря в Абу-Даби. Причиной неоперативности картеля, как считает алжирский министр, является прогноз о том, что с завершением зимы в Северном полушарии нефтяные цены пойдут вниз, так как суточный спрос сократится на 2 млн баррелей.
Таким образом, в конце этого года нефть имеет все шансы если не перейти, то как минимум подобраться к отметке в 100 долл. за баррель. О том, что рано или поздно это произойдет, президент Венесуэлы Уго Чавес и эксперты Deutsche Bank предупреждали еще в 2004 году. Эксперты банка тогда выпустили прогноз под говорящим названием "Лицом к лицу с ужасом". В нем сообщалось о том, что если какой-нибудь инцидент, катастрофа или саботаж приведут к сокращению поставок, например, из Ирака, то цены на нефть могут дойти как раз до 100 долл. за баррель. Турецко-иракский конфликт сейчас лишь подтверждает это предположение.
Уго Чавес же давно известен своими пророчествами в отношении цен на нефть. В 2001 году он сказал, что нефть будет стоить 50 долл. за баррель, но никто этому не поверил. В 2004 году это стало реальностью. Тогда он, будучи в Лондоне, сделал новый прогноз -- 100 долл. за баррель, в случае если США нанесут военный удар по Ирану. "Английскому среднему классу придется отказаться от автомобилей,-- сказал тогда г-н Чавес на встрече с мэром Лондона Кеном Ливингстоном. -- Если американцы нападут на Иран, иранцы перекроют поставки нефти. Мы бы сделали то же самое, если бы нас атаковали". Позднее он неоднократно повторял свой прогноз, обосновывая его тем, что "мир входит в энергетический кризис" из-за формируемой США модели "общества неограниченного потребления».
Впрочем, уже в новом году эксперты прогнозируют некоторое смягчение обстановки на нефтяном рынке. По словам г-на Перфилова, расчеты многих институтов показывают, что трейдерам нужно ориентироваться в первом квартале 2008 года на цену в коридоре от 60 до 80 долл. за баррель. Ближе к весне цены на нефть обычно всегда немного падают из-за снижения потребления.