Европейцы не оставляют попыток получить газ Азербайджана, Казахстана и Туркмении, призывая руководство этих стран объединить усилия
по реализации проекта строительства Транскаспийского трубопровода. По дну Каспия туркменское и казахское сырье сможет попасть в уже готовый газопровод Баку--Тбилиси--Эрзерум, а затем с территории Турции -- в страны Евросоюза. Министр экономики и технологий Германии Михаэль Глос в конце прошлой недели провел серию переговоров в Алма-Ате и Баку, после чего заявил о поддержке газопровода Nabucco из Турции в Австрию, который планируется заполнить каспийским газом. Ранее немецкие официальные лица особо не тяготели к этому проекту. Российские же интересы в связи с изменением позиции Германии могут серьезно пострадать, поскольку «Газпром» в своем долгосрочном балансе рассчитывает на 60--70 млрд кубометров среднеазиатского газа в год, и их выпадение может крайне негативно сказаться на способности российской компании выполнять обязательства перед потребителями.
«Нельзя сказать, что мы недовольны нынешним источником поставок, но всегда целесообразно иметь дополнительные источники.
Каспийской регион может стать для Европы центральным в плане поставок нефти и газа, -- заявил г-н Глос на пресс-конференции в Баку. -- Роль Азербайджана как экспортера энергоресурсов в мире растет, поэтому для нас эта страна представляет большой интерес как поставщик энергоносителей». И сделал реверанс в сторону одного из наиболее активных сторонников транзита туркменского и казахского газа в обход России -- Азербайджана. «В Германии существует потребность в инвестициях, и если азербайджанские компании захотят инвестировать в экономику нашей страны, то мы скажем им «добро пожаловать», -- заметил он.
Чуть раньше те же слова г-н Глос говорил в Казахстане. Крайне необходимую для реализации транскаспийского проекта Туркмению (наиболее богатая запасами в регионе и имеющая значительные объемы газа для продажи уже сейчас) г-н Глос тем не менее своим вниманием обошел. Но это не значит, что Европа не надеется уговорить туркменского лидера Гурбангулы Бердымухамедова дать гарантии загрузки Транскаспия. Решающий раунд переговоров запланирован на 5--6 ноября, когда президент Туркмении приедет в Брюссель для переговоров с Еврокомиссией.
Следует отметить, что два других потенциальных участника Транскаспия -- Казахстан и Азербайджан -- настаивают на суверенитете в сфере принятия решения о строительстве трубы по дну Каспия, даже несмотря на нерешенность правового статуса моря. Об этом открыто заявил замминистра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов в конце прошлой недели. По его словам, строительство подводных трубопроводов -- «это один из видов сотрудничества, осуществляемого прикаспийскими государствами». «Поэтому нерешенность статуса Каспия не может создать препятствие для подобных проектов», -- подчеркнул г-н Халафов. Он признал, что между прикаспийскими государствами существуют разногласия о строительстве подводных трубопроводов. Одни (к примеру, Россия. --
Ред.) считают, что подобные проекты должны реализовываться с согласия всех прибрежных стран. Другие, в числе которых и Азербайджан, считают, что эти вопросы должны решаться странами, непосредственно реализующими трубопроводные проекты, заметил г-н Халафов. При этом он указал на прецеденты строительства газопроводов по дну Черного и Балтийского морей («Голубой поток» и «Северный поток», которые реализует «Газпром» с иностранными партнерами), что «подтверждает обоснованность позиции Азербайджана». Кроме того, в пятницу вечером азербайджанский парламент ратифицировал соглашение о гранте на сумму 1,7 млн долл. на разработку технико-экономического обоснования проекта Транскаспийского газопровода.
Таким образом, в случае принятия инвестиционного решения по Транскаспийскому газопроводу Москве достанется обидная роль стороннего наблюдателя. Именно ее, кстати, безуспешно играет Польша в отношении газопровода «Северный поток» по дну Балтики.
Впрочем, разногласия по принадлежности месторождений в южной части акватории Каспийского моря, которые остаются между Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном, являются главным препятствием на пути Транскаспия.