Время новостей
     N°193, 22 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.10.2007
В зоне турбулентности
Россия воспользовалась кризисом в МВФ и ВБ
Ежегодное собрание управляющих Международного валютного фонда и Всемирного банка, закрывающееся сегодня в Вашингтоне, не внесло никакой ясности в сложную ситуацию на мировых финансовых рынках и перспективы ее разрешения. Как акционеры МВФ, так и собиравшиеся в пятницу министры финансов и главы центробанков стран «большой семерки» крайне осторожно высказались на этот счет. В итоговых документах подчеркивается, что нужно тщательно изучить причины «турбулентности» на рынках, прежде чем обсуждать возможные действия. Подобная осторожность объясняется, скорее всего, тем, что мировые финансовые регуляторы не только бессильны в текущей ситуации, но и действительно не знают, насколько глубок кризис.

Как сосчитать риски

Обсуждение нестабильности на мировых рынках, спровоцированной кризисом в ипотечном секторе США, должно было стать одним из главных пунктов повестки вашингтонских встреч. Но уже накануне стало понятно, что акценты в дискуссиях будут расставлены иначе. Мало кому хотелось признавать, что финансовые рынки стали жертвой собственного стремительного развития, и уж совсем никому не хотелось заниматься созданием правил игры для рынков. Поэтому и вещи были названы своими именами с максимальной осторожностью. В коммюнике «семерки» говорится, что ответ на финансовую нестабильность «должен базироваться на полном анализе ее причин». И тут же финансисты G7 добавляют, что финансовые инновации способствовали экономическому росту в их странах, и сами они отказываются от какого-либо вмешательства: «Мы ожидаем, что участники рынка возьмутся за исправление недостатков, которые были выявлены в ходе недавних событий». Немногим смелее оказались формулировки в итоговом заявлении Международного валютно-финансового комитета (МВФК -- ключевой орган управления фондом, объединяющий 24 министра). Там уже говорится, что финансовые инновации и механизм секьюритизации создали «новые вызовы, на которые следует обратить должное внимание».

В то же время управляющий в МВФ от России вице-премьер Алексей Кудрин в своем заявлении на заседании МВФК предположил, что понадобится не только усиление прозрачности в торговле сложными финансовыми инструментами, но и некие новые шаги в регулировании банковского сектора. Г-н Кудрин отметил, что использование все более сложных финансовых инструментов и технологий распределения рисков, которое считается сильной стороной развитых финансовых систем, одновременно становится их слабостью: в конечном итоге доверие участников рынка оказалось подорвано в результате крупных ошибок в оценке рисков.

Российский министр финансов полагает, что МВФ излишне оптимистично оценивает характер замедления темпов роста мировой экономики. Как известно, фонд снизил прогноз роста мирового ВВП на 2008 год почти на 0,5 процентного пункта -- до 4,75%. Алексей Кудрин считает, что высока вероятность более глубокого замедления темпов роста в 2008 году. Он исходит из того, что вероятная материализация рисков может оказать негативное влияние на развитие событий. Он указывает и на источники неопределенности: пока трудно предсказать, насколько быстро будет происходить переоценка финансовых активов, с какими убытками предстоит столкнуться ведущим финансовым институтам и произойдет ли общее серьезное увеличение процентных ставок. Определенное время потребуется и на восстановление взаимного доверия участников рынка.

Примечательно, что умеренный оптимизм экспертов МВФ основан на ожидании высоких темпов роста в основных странах с развивающимися рынками -- это позволит компенсировать замедление роста в развитых экономиках. В опубликованном на прошлой неделе очередном обзоре мировой экономики отмечается, что около половины прироста мирового ВВП в прошлом году обеспечили Китай, Индия и Россия.

Формула невозможного

Страны с развивающимися рынками играют возрастающую роль не только в поддержании роста мировой экономики. В субботу именно их позиция определила решение МВФК по основному вопросу реформирования фонда -- пересмотру акционерных квот. Как известно, фонд был вынужден начать эту работу под давлением развивающихся стран, чей вклад в мировую экономику существенно вырос по сравнению с реалиями 60-летней давности, когда в основном была сформирована структура капитала МВФ. Полтора года назад директор-распорядитель фонда Родриго де Рато предложил провести реформу в два этапа -- сначала единовременно увеличить квоты самым «недопредставленным» странам, а затем полностью пересмотреть формулу расчета квот, сделав ее простой и понятной. Первый этап был преодолен год назад, а вот создать простую формулу оказалось далеко не просто.

«Абсурдность действующих формул давно очевидна. Я не знаю ни одного аргумента в пользу того, что Евросоюз должен иметь треть голосов -- в два раза больше США и в три раза больше всех развивающихся стран Азии, как это существует сейчас», -- говорил «Времени новостей» исполнительный директор МВФ от России Алексей Можин месяц назад, когда Родриго де Рато приезжал в Москву агитировать за очередной вариант формулы.

Однако если абсурдны действующие формулы, то и составление новых сопровождалось формулировкой невыполнимой задачи. С одной стороны, цель всей затеи в том, чтобы повысить представительство крупных развивающихся экономик -- Китая, Индии, Мексики, Бразилии и др. Сделать это можно лишь за счет сокращения доли Евросоюза (32,41%), но европейцы, разумеется, препятствуют этому. Поэтому, с другой стороны, Родриго де Рато и его подчиненным нужно было ухитриться составить такую формулу, которая выглядела бы справедливой, но не сильно задевала интересы Евросоюза.

Казалось, что компромисса нет, и задача пересмотра квот будет первой в повестке дня будущего директора-распорядителя МВФ -- француза Доминика Стросс-Кана. Собственно, он уже и готовился к этому, объясняя, как будет уговаривать европейцев: дескать, им придется выбирать между доминированием в слабой организации и меньшей долей в организации сильной и авторитетной. Мотивировка, конечно, не очень убедительная, ведь в таких случаях государства руководствуются исключительно простой математической логикой.

Однако Родриго де Рато проявил серьезные амбиции, сделав попытку утвердить суть новой формулы на субботнем заседании МВФК. Неизвестно, на что он рассчитывал, но как минимум три крупные страны выступили с открытой критикой, одновременно придав огласке и разработку г-на де Рато.

Так, в заявлении Алексея Кудрина говорится, что Россия не поддерживает использование в формуле показателей, которые отражают размеры внешней торговли, «содержат многочисленный повторный счет и искусственно создают односторонние преимущества для небольшой группы стран». Очевидно, что речь идет о преимуществах для стран ЕС. Г-н Кудрин подчеркнул, что основную роль в новой формуле должен играть смешанный показатель ВВП, в котором был бы значительным удельный вес ВВП по паритету покупательной способности.

Министры финансов Индии и Бразилии сделали куда более резкие заявления, причем последний в очередной раз пригрозил созданием «альтернативного» валютного фонда в Южной Америке.

Судя по всему, угрозы подействовали. В итоговом коммюнике говорятся все приличествующие случаю слова о необходимости усилить голос стран с развивающейся экономикой и даже стран с низкими доходами. Что же касается конкретики, то она изложена почти словами г-на Кудрина: МВФК поддержал «включение ВВП в новую формулу как важнейшей переменной» с учетом весомой роли ВВП по паритету покупательной способности.

Соглашение по новой формуле должно быть полностью готово к весенней сессии совета управляющих МВФ 2008 года. Таким образом, г-ну Стросс-Кану придется мобилизовать все свое мастерство дипломата, чтобы привести стороны к консенсусу. Кавалерийский стиль, в котором француз провел свою предвыборную кампанию, здесь явно будет неуместен.

Русский взгляд

Обсуждение вопроса пересмотра акционерных квот еще раз продемонстрировало новую роль, которую играют в МВФ Россия и лично Алексей Кудрин. Августовское выдвижение Йозефа Тошовски как альтернативного кандидата на пост директора-распорядителя МВФ, нынешнее твердое «нет» несправедливому механизму пересмотра квот, другие, менее заметные, шаги свидетельствуют о том, что Москва заняла последовательную и заинтересованную позицию в делах фонда.

О новой роли России говорят и применительно к Всемирному банку. В пятницу г-н Кудрин провел переговоры с новым главой ВБ Робертом Зелликом, которыми оба остались, судя по всему, в высшей степени удовлетворены. Г-н Зеллик отметил, что сейчас речь идет о корректировке отношений в связи с экономическими успехами в России и ее серьезно возросшей финансовой мощью. Всемирный банк в этой ситуации сконцентрирует свое внимание на программах технического содействия российским регионам.

В присутствии журналистов гг. Кудрин и Зеллик подписали соглашение, в соответствии с которым Россия направит 20 млн долл на программу борьбы с малярией в Африке. После чего глава ВБ сам вернулся к вопросу о новой роли России, сказав: «Главное (что определяет эту роль. -- Ред.) -- это ситуация, в которой мы видим щедрость России и ее народа». Зеллик подчеркнул, что Россия, получившая огромные сверхдоходы благодаря нефтяной конъюнктуре, «делится с другими странами, которым не так повезло».

Вполне возможно, что Алексею Кудрину представится случай подтвердить новую роль России и в вопросе, который настойчиво выдвигает на первый план «семерка» во главе с Вашингтоном. Речь идет о так называемых фондах национального благосостояния, накопленных целым рядом развивающихся стран и государств, экспортирующих ресурсы.

В пятницу вопрос о таких фондах стал темой специальной дискуссии на заседании «финансовой семерки» с участием России, Китая, Кореи, Кувейта, Норвегии, Саудовской Аравии, Сингапура и ОАЭ.

Алексей Кудрин, участвовавший в этой встрече, затем пояснил журналистам: некоторые страны «большой восьмерки» высказывают обеспокоенность в связи с тем, что при инвестировании средств фондов благосостояния их обладатели «могут руководствоваться не только вопросами доходности, но и подчиняться политическим решениям поставить под контроль крупные мировые компании или инфраструктурные объекты в различных странах». Обеспокоенность проистекает из внушительного размера накопленных фондов и тенденции к их увеличению: к 2012 году суммарный объем вырастет, по прогнозам, до примерно 10 трлн долл. по сравнению с нынешними 2--3 трлн. Соответственно, как пояснил г-н Кудрин, «возможности для таких сделок расширяются».

Россия, как известно, намерена выделить из стабилизационного фонда (в котором уже накоплено около 140 млрд долл.) фонд национального благосостояния. По прогнозу Минфина, через год он может составить порядка 20 млрд долл., которые предполагается инвестировать в иностранные финансовые активы. По словам г-на Кудрина, Россия выступает против любых ограничений, касающихся размещения странами средств фондов национального благосостояния, на чем настаивают некоторые члены G8: «Размещение средств фондов национального благосостояния должно подчиняться общим правилам свободного движения капиталов. Мы хотим, чтобы никаких ограничений не было». В то же время российский министр не отвергает возможность выработки общих, не обязательных к выполнению, рекомендаций по инвестированию средств фондов. «Выработка понятных рекомендаций... в принципе возможна, но если это будет устраивать нас, страны, которые размещают средства», -- сказал г-н Кудрин.

Управление фондами благосостояния не единственный вопрос, по которому между Россией и другими странами G8 возможны разногласия. В пятницу финансисты «семерки» поручили FATF предпринять меры по защите международной финансовой системы от рисков отмывания денег и финансирования терроризма, связанных с Ираном. «Вслед за двумя единогласными резолюциями ООН, связанными с ядерной программой Ирана и программой баллистических ракет, FATF рекомендуется определить риски нелегального финансирования, связанного с Ираном, а финансовым институтам -- учесть эти риски», -- говорится в коммюнике «семерки».

Очевидно, что Вашингтон ищет пути применить к Тегерану -- формально или неформально -- экономические санкции. По данным «Времени новостей», в Вашингтоне глава Центрального банка Ирана, участвующий в годовом собрании МВФ и ВБ, встречался с одним из высокопоставленных российских чиновников. Не исключено, что в определенный момент Тегеран может обратиться к Москве с просьбой использовать возможности российской финансовой системы для осуществления тех или иных международных операций. И хотя Кремль сделал уже немало шагов в сторону режима президента Ахмадинежада, в Москве, скорее всего, предпочли бы не получать такую просьбу.

Андрей ДЕНИСОВ, Вашингтон