|
|
N°14, 28 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Демократия разогрела рынок оружия
Гражданские правители Латинской Америки закупают больше военных
Президент Чили Рикардо Лагос намерен на этой неделе официально объявить о закупке для национальных ВВС десяти боевых самолетов F-16. Об этом сообщила чилийская газета La Tercera, которая напоминает, что 7 февраля -- последний срок, когда самолеты по договоренности с американской фирмой Lockheed Martin можно приобрести с 10-процентной скидкой. Переговоры длились шесть лет, сумма сделки (без скидки) составляет 600 млн долларов. По программе «Истребитель-2000», первые два F-16 поступят в Чили в 2004 году, потом по два самолета в год. Взамен Lockheed Martin обещает чилийцам офсетные компенсации в виде инвестиций на равную сумму.
По словам высокопоставленных чилийских военных, речь идет о замене устаревших самолетов, «представляющих опасность для жизни самих пилотов». Почти половина боевых самолетов ВВС Чили не может подняться в воздух из-за экономии, остается очень высокой операционная стоимость старых самолетов: час полета устаревшего французского Mirage, например, достигает 7 тыс. долл., что в три раза выше, чем у новых F-16.
Впрочем, «замена устаревшей техники», как называют нынешнюю программу перевооружения чилийские власти, впечатляет: для сухопутных войск в Голландии закуплено несколько сотен танков Leopard немецкого производства, для ВМФ в Испании и Франции строятся две подводные лодки, на очереди новый проект Trident (950 млн долл.) -- строительство четырех ракетных фрегатов по немецкой технологии. Обсуждается возможность приобретения транспортных вертолетов Ми-17 Казанского завода, хотя российская военная техника традиционно не принималась чилийскими военными. Финансирование ВС Чили осуществляется как в рамках национального бюджета (операционные расходы), так и по линии действующего с 1958 года Медного закона, согласно которому 10% доходов национальной медной корпорации CODELCO -- крупнейшего мирового производителя меди -- предназначены для закупок новых вооружений. Эта сумма не может быть меньше 223 млн долл. в год и делится поровну между сухопутными войсками, ВВС и ВМФ.
Планы Чили беспокоят соседние Аргентину, Боливию и особенно Перу. Еще во время инаугурационной речи в прошлом году перуанский президент Алехандро Толедо призвал соседей резко сократить военные расходы. Во время войны с Эквадором в середине 90-х Лима закупила вооружений на 1 млрд долл., в том числе 21 истребитель МиГ-29 и 18 штурмовиков Су-25 в Белоруссии и России. В запале морального уничтожения сбежавшего в Японию президента Альберто Фухимори председатель комиссии по расследованию коррупции Давид Вайсман назвал российские самолеты металлоломом, хотя было очевидно, что появление в Перу МиГов стало весомым аргументом, способствовавшим заключению мира с Эквадором. После победы Толедо на президентских выборах Вайсман стал министром обороны и резко изменил -- особенно ввиду необратимого перевооружения ВВС Чили -- свое мнение о МиГах: «Это не металлолом, они операбельны». А несколько месяцев назад Вайсман предложил свой вариант разоружения: «Если Чили не купит F-16, то мы раздарим наши авиационные ракеты средней дальности, которых так боятся некоторые чилийцы» (речь идет о новейших российских ракетах «воздух--воздух» средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ), США отказались поставлять аналогичные им системы AIM-120 AMRAAM вместе с F-16, чтобы не «нарушить баланс в регионе»), и пообещал в этом случае не закупать больше МиГ-29. На днях Вайсман смещен с поста министра обороны.
Призывы Толедо к сокращению военных расходов не находят понимания не только в Чили. Начинается модернизация ВВС Бразилии, о шансах российских многоцелевых истребителей Су-35 говорил во время недавнего визита в Россию президент Фернанду Энрике Кардозу. В перспективе возможны закупки новых самолетов для ВВС Аргентины. С приходом к власти во многих странах Латинской Америки военных режимов США еще при президенте Картере в конце 70-х приняли закон, запрещающий экспорт современных вооружений на континент. 31 июля 1997 года президент Клинтон добился отмены эмбарго: в Южной Америке к власти вернулись демократические правительства. Но по странной иронии, с исчезновением военных режимов военные расходы латиноамериканских стран начали стремительно расти. По данным SIPRI (Стокгольмский международный институт исследований вопросов мира), в 90-х годах они увеличились на 60% и достигли в 2000 году 30 млрд долларов.
Андрей ЗЛОБИН