Руководство Партии пакистанского народа (ППН), которой руководит 54-летняя Беназир Бхутто, обратилось вчера с официальным заявлением в правоохранительные органы по поводу террористической атаки на кортеж политика. Сторонники экс-премьера уверены, что полиция сделала недостаточно для обеспечения безопасности ее самой и ее сторонников, хотя неприкрытые угрозы звучали еще за несколько дней до
возвращения Беназир Бхутто из эмиграции домой 18 октября.
В результате взрывов на пути движения кортежа Беназир Бхутто по улицам Карачи поздно вечером в минувший четверг, согласно последним подсчетам, были убиты 143 человека, включая детей, и ранено около 500. Теракт стал одним из самых кровавых за всю 60-летнюю историю Пакистана и, несомненно, одним из самых скандальных. Боевики-смертники смогли почти вплотную приблизиться к бронированному фургону, где ехали сама Бхутто и другие руководители партии. И это при том, что процессию триумфального возвращения экс-премьера после восьмилетнего добровольного изгнания охраняло около 20 тыс. полицейских, специально переброшенных в город.
На момент взрыва сама Бхутто находилась в фургоне и не пострадала. «Многие опасаются, что этот теракт -- только начало, -- рассказал «Времени новостей» пакистанский политолог Мохаммад Хан. -- Страна оказалась в подвешенном состоянии: в январе планируются парламентские выборы, ради них в страну и вернулась Бхутто, но пока так и не ясны результаты президентских выборов, завершившихся еще 6 октября».
В конце минувшей недели Верховный суд страны заявил, что на рассмотрение «дела Мушаррафа» может уйти еще 10--12 дней. Напомним, что действующий президент страны генерал Первез Мушарраф, согласно сообщениям официальных лиц, выиграл президентские выборы, набрав 685 голосов выборщиков из 1170 возможных. Однако Верховный суд Пакистана постановил не объявлять официального победителя, пока не будут рассмотрены жалобы двух оппозиционных кандидатов, утверждающих, что Мушарраф не имел права идти на выборы, не уйдя в отставку с военных должностей. Коллегия судей не успела рассмотреть все аргументы сторон до выборов, но запретила оглашать результаты голосования до окончания разбирательства.
«Я не знаю, был ли в истории случай, когда Верховный суд разрешил бы провести выборы, но запретил оглашать итог, поскольку может отклонить кандидата-победителя, -- отметил Мохаммад Хан. -- Многие воспринимают это решение как часть подковерного политического торга».
Военный лидер Пакистана 64-летний генерал Первез Мушарраф, пришедший к власти в 1999 году в результате переворота, пообещал, что в случае переизбрания уйдет в отставку с поста главкома и станет гражданским президентом. Страна замерла, ожидая, чем закончится торг в условиях перехода страны от военной власти к гражданской.
Так что к январским парламентским выборам Пакистан готовится как к новому сражению. В минувшие выходные премьер страны Шаукат Азиз потребовал от полиции и других силовых ведомств разработать «программу по обеспечению безопасности политических лидеров и граждан».
Множатся версии того, кто может стоять за страшным терактом в Карачи. Похоже, разные точки зрения есть даже внутри окружения Бхутто. Ее муж, Али Зардари, обвинил во всем спецслужбы страны, тогда как сама Бхутто не исключает, что с ней пытались расправиться сторонники бывшего военного диктатора Зия уль-Хака, казнившего в 1979 году ее отца, популярного лидера Зульфикара Али Бхутто. Власти же полагают, что покушаться на экс-премьера могли радикалы-исламисты, связанные с международной террористической сетью «Аль-Каида». Исламистам могли не понравиться обещания Бхутто покончить с экстремистами.
Один из самых известных пакистанских полевых командиров Баитулла Мехсуд, которого обвиняли в причастности к этому теракту, заверил журналистов, с которыми связался по спутниковому телефону, что он ни при чем. Отрицают все обвинения поклонники покойного Зия уль-Хака, включая его сына. Возмущены обвинениями и представители спецслужб. Тем временем следователи, которых президент Мушарраф еще в конце прошлой недели обязал в течение 48 часов получить первые результаты, сейчас ведут допрос неких трех подозреваемых.