|
|
N°193, 22 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рублевские шедевры
Дорогое и модное искусство на кратковременных гастролях в Москве
Во второй половине прошлой недели произошли сразу два события, наглядно демонстрирующие, как большое искусство может капитулировать перед большим рынком. В недавно отреставрированном доме Пашкова состоялся предаукционный показ предметов искусства из коллекции Christie's. В торговом городке поселка Барвиха Barvikha Luxury Village по 28 октября открыта выставка современного искусства из собрания топовой международной галереи Лари Гагосяна (галерея имеет филиалы в Лондоне, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Риме). В обоих случаях рекламная кампания и бизнес-план оказались интереснее и содержательнее полученных от выставок эстетических впечатлений.
В Пашков дом вроде бы свезли самое-самое: тут тебе и Рубенс, и Матисс, и Модильяни, и Пикассо, и Гоген, и Гончарова, и даже загадочный Вермеер, шедевры которого наперечет в лучших музеях мира, и непременные часы-яйцо фирмы Фаберже. Итого 35 объектов на сумму свыше 250 млн долл. По отдельности иные артобъекты просто расчудесны (как, например, имеющий хороший провенанс-происхождение «Портрет Александра Тихонова» Юрия Анненкова, или необычная для Левитана панорама ночной Москвы с подсвеченным иллюминацией Кремлем, или работы востребованных сегодня в мире китайских художников, или, наконец, этюд волхва-мулата кисти Рубенса). А интересной выставки все-таки не случилось. Аукционный показ есть аукционный показ. И никаких иных смыслов, кроме коммерческих, он не производит. И искусство на таких выставках прежде всего товар. Это не хорошо и не плохо. Это факт. Известный аукционный дом просто жаждет заполучить богатеньких русских покупателей на предстоящие торги в Лондон, Нью-Йорк и Гонконг. Потому и подсунул им свои лоты прямо под нос, точнее, под бок Кремлю. «Кушайте, -- говорит. -- Подано».
Двусмысленность этой акции с высоким искусством по высоким ценам мистическим образом проявилась в случае с главным лотом коллекции -- картиной «Святая Пракседа», приписываемой кисти Яна Вермеера (эстимейт -- первоначальная цена -- 12 млн долл.). Святая, собирающая кровь христианских мучеников в античном Риме, изображена в манере флорентийского барокко с контрастной светотеневой моделировкой фигуры. Алый цвет одеяний полыхает совсем не по-вермееровски. Нет и нежнейшей воздушной дымки великого голландца. Так почему ж это Вермеер? Экспликация так и не дает внятного ответа на этот вопрос. До недавнего времени работа приписывалась малоизвестному флорентийцу Феличе Фиккерелли (Рипозо). Потом по каким-то загадочным причинам была от него отписана и отдана Вермееру. Никаких документальных источников, оправдывающих такой «отвод», не приводится. Историческая канва даже не предполагает утвердительного ответа на вопрос, бывал ли Вермеер в Италии. Подписи Вермеера на картине тоже нет. Можно сказать, мы имеем дело с неким тайным договором продавцов и покупателей: мы все будем считать, что это Вермеер, это будет удачная сделка, а как есть на самом деле -- неважно. Вот, собственно, логика альянса денег и искусства: цены растут на сенсации, ради них корректируется история искусства, которая сама при этом обесценивается. Такой парадокс.
В случае с выставкой в Барвихе мы имеем гастроль более замысловатую. Более 50 работ общей стоимостью 80--90 млн долл. из галереи Лари Гагосяна на Рублевку привезли клуб Prime Concept и Альфа-банк. Обещана была самая впечатляющая по широте охвата экспозиция современного искусства в Москве. В выстроенном Альфа-банком новеньком белом зальчике люксовой барвихинской деревни весьма грамотно и профессионально показана весьма обычная для Европы и Америки выставка с джентльменским набором в основном рядовых работ модных художников последних десятилетий. Среди них Такаши Мураками, Джефф Кунс, Дэмиен Херст, Трейси Эммин. Хрестоматиен и набор классиков второй половины прошлого века: Уорхол, Пикассо, Ротко, Кунинг, Лихтенштайн... В принципе на подобные экспозиции с «каждой твари по паре» можно любоваться во всех городках Европы, где есть приличный музей contemporary art. О масштабах «империи Гагосян» она дает представление весьма смутное. Нам привезли совсем не перлы его коллекции.
В чем причина? Думаю в том, что искусство тоже прогнулось под модель «бизнес-плана». В пресс-релизах уже радостно рапортуется о том, что к началу выставки 60% работ были зарезервированы членами элитного рублевского клуба Prime Concept. То есть в ряду элитных бутиков Барвихи открылась выставка-магазин еще одних модных атрибутов элитной жизни. И надо думать, коллекция для московских гастролей составлялась с учетом просвещенности потенциальных клиентов. Ничего радикального. Самых интересных сегодня мультимедийных жанров по минимуму. Выбраны проверенные имена с такой живописью, которая будет считываться скорее декоративно, нежели концептуально. В общем, это первый шаг магната мировой артиндустрии Гагосяна в соблазнительную в смысле наличия денег, но пока еще малообразованную в смысле искусства «Рашу». Потому, кстати, экспозиция и называется «Проникновение?» (именно так, с вопросительным знаком).
В принципе союз искусств и капитала -- дело понятное. Свидетельствует о стабильности и позитиве. Добро если критики, описывающие «рублевские шедевры», все-таки не станут жертвой массированного пиара и будут оценивать ценность не по висящим под работами ценникам.
Сергей ХАЧАТУРОВ