|
|
N°14, 28 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Замковый камень двух цивилизаций
В Москву привезли самые древние в мире иконы
Государственный музей изящных искусств представляет выставку «Синайские иконы VI--VII веков» из собрания Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко (Киев), ранее известного как Музей западного и восточного искусства. Синайские иконы -- жемчужина его богатой коллекции.
Ранние христианские авторы -- Евсевий Кесарийский и Епифаний Саламинский -- рассказывают, что самые древние иконы были созданы во II--III веках. Эти первые святые образы не сохранились. Причина не только в разрушительной силе времени. Само право смертных документально свидетельствовать о вечном подвергалось сомнению. Несмотря на решение Константинопольского собора (692), узаконившего иконное изображение Христа на основе учения о Его человекоподобии, в 726 году начались иконоборческие гонения. Практически все древнейшие иконы были уничтожены. Чудом спаслись лишь те святые образы, что находились в Синайском монастыре Святой Екатерины. С тех пор как в 640 году Египет был завоеван арабами, монастырь перешел под юрисдикцию иерусалимского патриархата и на протяжении всей истории оставался крупнейшим центром культуры на Востоке. Большинство синайских икон -- дары, полученные монастырем в разные эпохи. Иконы хранятся в прекрасных условиях благодаря сухому климату Аравийской пустыни.
Приехавшие из Киева образы были созданы на христианском Востоке -- в Сирии или Александрии. До начала иконоборчества они попали на Синай. Иконы выполнены в технике энкаустики (восколитое письмо), то есть расплавленными восковыми красками на загрунтованной гипсом деревянной основе. Воск предохраняет доску от повреждений и не дает краскам выцветать.
По словам куратора выставки Ирины Орецкой, до наших дней дошло около десяти энкаустических икон VI--VII веков. Четыре хранятся в киевском музее, три, написанные итальянскими или итало-греческими художниками, являются святынями города Рима, несколько принадлежит монастырю Святой Екатерины на Синае.
Выставленные иконы были привезены из Синая в Киев архимандритом Порфирием Успенским, выдающимся исследователем христианского Востока, путешествовавшим по Малой Азии, Сирии, Палестине, Египту. Во второй половине XIX века архимандрит передал иконы в дар киевскому Церковно-археологическому музею. После 1917 года музей перестал существовать. Иконы оказались в Музее атеизма. С 1940 года -- в собрании нынешнего Музея искусств.
Сотрудники ГМИИ нашли деликатное экспозиционное решение. Выставили три иконы (Богоматерь с младенцем, Иоанн Креститель, мученики Сергий и Вакх) в зале искусства раннего христианства, между стеной фаюмского портрета и стеной ранневизантийских икон. Синайские иконы помещены в специально сделанную нишу. Она напоминает трехчастный складень или триумфальную арку, соединяющую мир эллинизма с миром византийской культуры. Идея вполне обоснована. Исследователь Манолис Борбудакис полагал, что древнейшие синайские иконы и позднеантичный фаюмский портрет объединяет тема «исторического присутствия» изображаемого. Благодать, присущая изображенному на иконе лику, передается посредством точной копии оригинала. Тем не менее уже в фаюмском портрете найдено абсолютное равновесие между иллюзией и символом, временным и вечным. Античная влюбленность в красоту и щедрость дольнего мира укрощается иконописцем VI века строгой дисциплиной духа. Индивидуальное обаяние сохраняется. Однако мы созерцаем лик, а не лицо. VII Вселенский собор 787 года сформулировал постулат: смотря на иконы, верующие «возносят ум от образов к первообразам».
Выставка трех икон из Синая стала замковым камнем двух цивилизаций -- античной и христианской. Она проходит в рамках юбилейного фестиваля искусств, организованного к десятилетию благотворительного фонда «Триумф».
Сергей ВАЛЕРЬЕВ