Время новостей
     N°192, 19 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.10.2007
«Неуд» от Чубайса
РАО «ЕЭС» обвиняет «Норильский никель» в срыве инвестиционной программы ОГК-3
Глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс вчера раскритиковал «Норильский никель» за то, что он, купив контрольный пакет акций ОГК-3, срывает сроки исполнения инвестиционной программы генерирующей компании. «Причиной крайне низкой степени выполнения инвестпрограммы, по словам Анатолия Чубайса, стало нежелание нового собственника ОГК-3 выполнять обязательства по реализации инвестпроектов, закрепленные в меморандуме о намерениях, который подписали РАО как продавец и компания группы "Норильский никель" при покупке акций ОГК-3», -- говорится в пресс-релизе энергохолдинга. Председатель совета директоров ОГК-3, член совета директоров «Норникеля», управляющий директор «Интерроса» Андрей Бугров заявил «Времени новостей», что не согласен с такой оценкой своей работы и считает ее давлением на нового собственника в преддверии переговоров между «Норникелем» и РАО об уточнении инвестиционной программы.

РАО «ЕЭС России» теперь каждый квартал собирает руководителей и собственников энергокомпаний, где требует отчета о ходе исполнения инвестиционной программы до 2010 года. Так было и вчера -- отчитывались представители четырех ОГК и семи ТГК. «При оценке выполнения инвестпрограмм ОГК и ТГК принимались во внимание следующие параметры: разработка ТЭО, готовность бизнес-планов компаний, заключение договоров на поставку оборудования, топлива и мощности; выбор EPC- и EPCM-контракторов (которые строят «под ключ». -- Ред.), готовность земельных участков, -- говорится в сообщении РАО. -- Также оценивалось соответствие строительных, монтажных и наладочных работ утвержденным графикам. По результатам рассмотрения практически все генкомпании получили положительные оценки хода реализации своих инвестиционных программ. Единственной генкомпанией, которая получила оценку "неудовлетворительно", стала ОГК-3».

О том, что же именно не удовлетворило г-на Чубайса, в пресс-релизе не говорится. В департаменте по работе со СМИ «Времени новостей» лишь уточнили, что наблюдается замедление исполнения всех инвестпроектов ОГК-3. А это значит, что до 2010 года компания не сможет ввести в эксплуатацию все предусмотренные программой энергоблоки. «Мы будем вести переговоры с новым собственником ОГК-3, так как считаем, что он обязан выполнить инвестиционную программу в полном объеме и в срок, ведь энергоблоки нужны для обеспечения надежности энергосистемы», -- сообщила начальник департамента Маргарита Нагога.

В то же время г-н Бугров говорит, что компания намеренно не следует инвестпрограмме, так как считает многие записанные в ней технические решения неэффективными. «Наши специалисты сегодня докладывали Чубайсу, какие причины отклонения по срокам... В меморандуме с РАО мы зафиксировали, что и как мы будем строить. Но при этом там содержится пункт, что в случае появления мотивированной позиции по изменению того или иного проекта, стороны ее рассмотрят и утвердят. Для этого существуют рабочие группы в РАО, которые регулярно эти вопросы обсуждают. Чтобы изменить меморандум, я должен представить расчеты. Я подключил ряд институтов в обработку данных, которыми пользовалось РАО при разработке инвестпрограммы. Все знают, что программа чрезмерна, если она будет полностью исполнена, в стране будет колоссальный избыток мощности, которая абсолютно никому не нужна».

По словам г-на Бугрова, основная проблема -- отсутствие газа для двух новых энергоблоков Костромской ГРЭС, строительство которых заложено в инвестпрограмме ОГК-3. «Я имею документальное подтверждение от «Газпрома», что до 2012 года этого газа не будет. Я что, должен строить памятник в пустыне в таком случае?» -- говорит он. По другим проектам программы сложностей не меньше -- как известно, инвестпрограммы ОГК и ТГК в прошлом году РАО разрабатывало в спешке, и они получились, мягко говоря, весьма низкого качества. Поэтому теперь новым собственникам приходится приближать их к реальности и эффективности.

«Пересмотр по Черепетской ГРЭС существенных условий проекта, а именно -- необходимости применения котла с циркулирующим кипящим слоем (ЦКС), как настаивает РАО, -- указывает г-н Бугров. -- Если мы его поставим, то стоимость 1 кВт мощности будет 2 тыс. долл., а если поставим пылеугольный -- то 1,5 тыс. Кроме того, производится работа по разработке топливной стратегии и заключение долгосрочных договоров на поставку марок угля. Котлы же существуют только под определенные марки угля. И если я нашел этот уголь, если его хватит на десять лет, то только тогда я ставлю этот котел. Срок окончания этой работы -- ноябрь, то есть задержка где-то на три месяца. По Южно-Уральской ГРЭС. Вместо ранее принятого решения по строительству двух угольных блоков по 225 МВт с ЦКС рассматривается вариант перевода двух существующих блоков по 200 МВт с газа на уголь. На освобождающемся лимите газа предполагается строительство новых парогазовых блоков мощностью до 600 МВт. Решением совета директоров ОГК-3 мы будем менять схему, поэтому берем еще три месяца, чтобы сделать новый проект».

Поэтому говорить, что нежелание собственника инвестировать явилось причиной неисполнения инвестпрограммы, полагает г-н Бугров, «это неправда, это передергивание». «Инвестобязательства, записанные в программе, составляют около 3 млрд долл., реально же будет, по моим оценкам, около 4,5 млрд», -- указал он.

Николай ГОРЕЛОВ