Время новостей
     N°193, 22 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.10.2007
Командирские голоса
Министерство обороны разослало в войска рекомендации по выборам Госдумы
Как и на всяких выборах, на предстоящих парламентских наверняка будет разыграна «армейская карта». Рвущиеся в Государственную думу партии в своих программах уже обозначили «военные разделы». Их содержание, увы, скупо и блекло. Завлекать электорат цвета хаки, собственно говоря, нечем. Зато Министерство обороны с целью обеспечения должной явки вверенных ему подразделений уже разослало в войска методические рекомендации по участию военнослужащих в предстоящих выборах.

Если четыре года назад на прошлых думских выборах практически все партии заявляли о том, что только они знают, «какая армия нам нужна», в этот раз о военной реформе говорят разве что либеральные «Яблоко» и СПС. Первые пекутся о стратегических ядерных силах, предлагая финансировать их отдельной строкой, вторые предлагают год службы солдата- срочника урезать до шести месяцев.

Остальные политические силы напирают на армейскую социальную сферу -- денежное содержание, жилье, пенсии военным. Общий предвыборный мотив всех партий -- полный переход на контрактную армию. Разница здесь только в сроках перехода (от десяти лет у коммунистов до четырех у СПС), в денежном довольствии контрактника (от 9 тыс. руб. у коммунистов до чуть более 6 тыс. у СПС) и в размерах жилой площади. Тут совсем запутаешься, поскольку одни -- за отдельные квартиры, другие -- за общежития, третьи -- за поднаем жилья. По социальным гарантиям контрактников также есть споры. Тут и выдача водительского удостоверения и лицензии на работу охранником, и льготы при получении образования. Однако о более серьезных вещах, как, например, перевооружение и качество боевой учебы, вообще никто не заикается. Не обошлось и без традиционных обещаний покончить с дедовщиной.

Все это многократно озвучивалось прежде и вряд ли кого из военных затронет. Значит, возрастает вероятность того, что привлекать людей в погонах на свою сторону различной окраски партийцы станут методами организационными, используя тот административный ресурс, к которому они имеют доступ. Побороться есть за кого. Только в Вооруженных силах (армия и флот) 1 млн 100 тыс. человек. Если добавить внутренние войска, милицию, МЧС, Федеральную службу исполнения наказаний и других силовиков помельче, то наберется, по скромным подсчетам, около 4 млн. С семьями -- 12--15 млн. Электорат!

Прошли те времена, когда армия клевала сначала на «стабильное социалистическое» светлое будущее товарища Зюганова, а потом на крикливые лозунги набиравшего силу лидера ЛДПР г-на Жириновского. Не привлекают военных и либеральные лозунги проигравших предыдущие федеральные думские выборы правых. По всем опросам, симпатии людей в погонах на стороне «Единой России», федеральный список которой в единственном числе представляет верховный главнокомандующий. Но еще не факт, что все люди в погонах поставят в бюллетенях галочки напротив фамилий единороссов. Всегда найдутся обиженные и оскорбленные среди представителей армии -- хотя бы тем, что во главе военного ведомства стоит бывший заведующий мебельной секцией магазина, никогда в армии не служивший. Среди пограничников -- тем, что их службу недавно серьезно урезали. А сколько всплывет личного...

Вот тут-то и нужны направляющая рука и подсказывающие уста. Известно немало случаев, когда солдатики по команде «Подъем!» строем маршировали к местам голосования, где на пороге замполит напоминал ненавязчиво, за кого надо отдать свой голос. Результат вполне мог сказаться на карьере того же замполита и командира. Автор этих строк, будучи некоторое время назад кадровым офицером, имел возможность такие и подобные картины наблюдать. Практиковались такие организационные меры уже и при демократии. Сегодня такое вряд ли возможно. Но соблазн удержать военных в нужном «электоральном поле», пользуясь их привычкой к единоначалию и безоговорочному выполнению приказа, остается.

Относительно обеспечения избирательных прав силовиков есть указ президента 1997 года, потом дважды (в 2002 и 2003 годах) отредактированный. На это же нацелен и весь пакет «военных законов». Видимо, этого показалось мало. И вот Минобороны и Главное управление воспитательной работы забрасывают в войска документ с длинным названием «Методические рекомендации по реализации избирательных прав военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации при проведении выборов депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва». Он по-своему познавателен и наверняка будет интересен тем, кому небезразлично, как будут голосовать (и избираться) военнослужащие. Но стоит обратить внимание и на другую сторону документа, где между строк видится возможность военного командования так или иначе влиять на ход выборов.

Итак, методичка первым делом напоминает, что военнослужащие могут быть избраны в Госдуму на общих основаниях. Даже те, кто проходит службу вне мест постоянной дислокации (например, спецназ в Чечне) и вообще за пределами страны (военные дипломаты, советники и разведчики). Сегодня военнослужащие могут быть включены в федеральный список любой политической партии, не являясь ее членами, -- стоит только обратиться в региональное отделение партии. И если на конференции, а затем и на съезде партии сочтут возможным -- включат. Ограничений тут немного -- можешь войти только в один федеральный список кандидатов и в случае избрания необходимо дать обязательство приостановить службу на весь срок депутатских полномочий. Или уволиться со службы. Но в любом случае, пока идет избирательная кампания, командир обязан освободить кандидата от выполнения служебных обязанностей. И поскольку временно пустующую штатную клеточку заполнить нельзя, вместо ударившегося в политику лейтенанта боевое дежурство и наряд по части будут нести его товарищи. Кстати, во время выборов он не может быть уволен с военной службы, переведен на другую должность или отправлен в командировку. Видимо, раньше такие случаи бывали -- какому командиру понравятся «мертвые души»?

Право избирать и быть избранным обеспечивают, естественно, избирательные комиссии, но, как сказано в методичке, «во взаимодействии с органами военного управления, соединениями, воинскими частями». Командование должно оказывать комиссиям содействие. Какое именно, не сказано. Кроме того, для проверки соблюдения всяческих выборных формальностей (порядок выдвижения кандидатов, сбора подписей избирателей, оформления подписных листов) могут привлекаться эксперты из числа специалистов внутренних дел, военных комиссариатов. Сразу бросается в глаза огромная роль в проведении выборной кампании командира-единоначальника. Хотя голосуют военнослужащие в основном на общих избирательных участках, организуется голосование опять же не без «согласования» с командирами воинских частей.

Внешне все выглядит вполне благопристойно. Но что именно согласовывается с командиром части? Время голосования, способ опускания бюллетеня в урну или какие значки ставить на этой бумажке перед опусканием?

Трактовать этот термин можно по-разному. Иногда и трактовать нечего. Вот участки для голосования в отдаленных воинских частях образуются не кем иным, как командиром части. Формирование избирательной комиссии в «медвежьем углу» -- тоже его дело. Причем в этих комиссиях число государственных и муниципальных служащих не обязательно, как везде, должно составлять не более половины комиссии. Методичка прямо говорит, что инициатива образования таких участков должна исходить от командира части. А если он не очень инициативен? Или, напротив, слишком инициативен?

Даже список избирательных участков, который местные власти обязаны опубликовать за 45 дней до начала кампании, согласовывается с военными -- а вдруг в открытую печать просочатся конфиденциальные сведения. Но ведь таким образом могут оказаться и «неучтенные» избирательные участки. Как рекомендует методичка по выборам, если информацию об избирательных участках на территории закрытых воинских частей опубликовать в СМИ не успели, тогда надо напечатать специальные объявления или буклеты с такими сведениями или сообщить через электронные СМИ, Интернет. Тоже что-то тут не так. А если и буклет не успеют напечатать, и в электронные СМИ передать? Не говоря уж о том, что в подавляющем большинстве частей выхода в Интернет пока нет.

Список избирателей-военнослужащих составляется участковой избирательной комиссией на основании сведений, предоставленных командиром части. Ему также рекомендуется передавать в комиссию и списки тех, кто временно проживает вне части. Ну, например, снимает где-то жилье. Куда ни ткнись, везде, как в бою, возникает фигура командира. Слов нет, подавляющее большинство командиров -- честные, порядочные люди. Но отдавать им на откуп все в такой демократической процедуре, как выборы, все же не следовало бы. Тем более что известны примеры не совсем порядочного поведения единоначальников.

Оказать влияние на ход и исход выборной кампании может не только командир части. В соответствии с законом «О государственной тайне» сведения о дислокации и численности воинских частей как раз эту тайну и составляют. Поэтому, говорится в методичке, в состав избирательной и территориальной комиссий включаются представители воинской части -- с правом решающего голоса. Они в день голосования выдают по списку избирателей своей части бюллетени, которые затем избирателями-военнослужащими собственноручно опускаются в общий ящик. После подсчета голосов эти же представители части списки передают по акту... опять же командиру части на хранение. И только не менее чем через год после официального опубликования результатов выборов эти списки уничтожаются. Правда, первый экземпляр направляется в территориальную избирательную комиссию. Но кто, даже при наличии нарушений, будет поднимать шум и что-то менять в итогах голосования через год, когда старые выборы давным-давно забыты.

Военнослужащие могут быть не только простыми избирателями, но и доверенными лицами политических партий. Такому представителю командир обязан на время кампании дать отпуск (правда, неоплачиваемый). Видимо, оплатит партия, за которую он будет агитировать. Агитировать можно, как того требует закон, только не при исполнении служебных обязанностей. А там пойди уследи, когда именно проводится агитация -- тем более в закрытой части. Так что партиям выгодно вербовать своих доверенных лиц среди военных. Могут появиться в воинской части и сами представители партий. Обеспечивает эти встречи опять же командир части. Как конкретно, опять четко не сказано. Например, может ли отказать во въезде по каким-то уважительным причинам: учения, тренировки, дежурство, наряд, карантин, наконец.

Словом, нюансов в избирательной методичке для военных немало. Главный -- непрописанность некоторых ее пунктов, возможность трактовать их по-разному. А впереди выборы президента. Интересно, каковы будут рекомендации для этой военной выборной кампании?

Николай ПОРОСКОВ
//  читайте тему  //  Выборы в России