«Без натяжки»По поводу того,
что изменилось в жизни страны за последний год. Отвечая традиционно на этот вопрос за последние годы, практически каждый год я говорил о том, что результаты работы за прошедший год были положительными. И мне приятно отметить, что ни одного раза мною не были допущены какие-то натяжки. Ничего не нужно высасывать, как говорят у нас в народе, из пальца. Действительно, результаты работы за все эти годы положительные. Не исключением является и текущий год. Более того, он даже лучше, чем мы ожидали. Главный показатель успеха -- это рост экономики, так называемого ВВП, валового внутреннего продукта. В прошлом году рост составил 6,7%. Очень неплохой показатель. В этом году мы планировали 6,2%. А реально за восемь месяцев текущего года у нас уже рост составил 7,7% -- значительно выше запланированных параметров. Это само по себе уже очень неплохо. Но еще лучше то, что мы начали наконец добиваться того результата, к которому стремились все эти годы. Рост в значительной степени обеспечен не сырьевыми отраслями производства, не нефтью, газом, металлами и так далее, а на две трети обеспечен другими секторами экономики. Какие это сектора? Это строительство, транспорт, связь, торговля, инвестиционная деятельность.
Как это отражается на жизни наших граждан, на их реальном социальном самочувствии? Главный показатель -- это, конечно,
рост благосостояния, рост заработной платы. В прошлом году средний рост заработной платы был 13,4%, в этом году -- 14,4%. Но на что бы я хотел особо обратить внимание: если при росте заработной платы 13,4% в прошлом году средний рост пенсий составил всего 5,1%, в этом году с учетом повышения с 1 декабря рост пенсий составит в среднем 21%. И я думаю, что это неплохо. Но я хочу подчеркнуть, что это реальный рост, за вычетом инфляции. То, что у нас есть проблемы, это правда, и я сейчас, чуть позже, об этом скажу, но это реальный рост за вычетом инфляции.
Теперь о том, что радует особенно.
Это изменения в сфере демографической ситуации. Когда полтора-два года назад мы обсуждали эти программы, были скептики, которые считали, что сколько денег ни вкладывай в демографические проекты, они все равно не дадут нужной отдачи, потому что это общий тренд в постиндустриальных странах, в том числе во всех европейских, -- снижение рождаемости. Я все-таки согласился с теми, кто считал, что в нашей стране внимание государства к этим проблемам даст необходимую отдачу. Так и получилось. Что мы наблюдаем за последнее время? Коэффициент рождаемости -- самый высокий за последние 15 лет, а коэффициент смертности самый низкий с 1999 года. Снизилась и детская смертность.
Рост ценВо-первых, почему это происходит? Прежде всего потому, что
наша страна становится частью мировой экономики. И все, что происходит на мировых рынках, отражается и на нас. В Европе -- а мы оттуда закупаем очень много продовольственных товаров по импорту -- произошло событие, которое отразилось на нас: прекращение субсидирования в значительной степени сельхозпроизводства привело к повышению цен в Европе в среднем на 15--17%. У нас это сразу выросло до 25%, по некоторым продуктам -- до 40 и даже до 60%: подсолнечное масло и некоторые другие виды товаров. Кроме того, что происходит еще в мировой экономике? Увеличилось количество потребляемого альтернативного топлива -- так называемого биоэтанола. То есть зерно идет, в том числе теперь, и на производство энергетических смесей, которые используются в качестве замены газу и альтернативы нефти и нефтепродуктам. Пока это небольшие объемы, но на рынке это привело к повышению цен.
Что делает правительство в этом отношении? Принят ряд мер. Каких? Первое. Производятся интервенции из накопленных запасов зерновых. Второе. Повышены вывозные пошлины на зерно, с тем чтобы задержать его на внутреннем рынке. И понижены пошлины на завоз некоторых видов импортного продовольствия на территорию Российской Федерации, в частности на молоко и молочные продукты. Но делать это мы должны тоже очень аккуратно, с тем чтобы не подорвать свое собственное сельское хозяйство. Знаю, что меня слушают наверняка и жители сел, деревень, которые (для горожан это не очень хорошо, а повышение цен на сельскохозяйственном производстве сказывается положительно) боятся, что мы слишком уж снимем все барьеры, и все, что они произвели, здесь будет распродано по бросовым ценам. Это такая тонкая вещь. Надеюсь, что принятые правительством России решения будут оптимальными.
Об историиМы с вами знаем, как еще совсем недавно мы в учебниках читали вещи, от которых волосы дыбом могли встать, особенно при трактовках, скажем, результатов второй мировой войны и всего, что с этим связано. Но в последнее время все-таки определенные позитивные сдвиги здесь есть. Совсем недавно у меня была встреча с преподавателями истории и общественных наук, с учеными, работающими в этой сфере. Коллеги сформулировали очень хорошие предложения по тому, как мы можем исправлять эту ситуацию, не навязывая государственную точку зрения, а давая возможность молодым людям прежде всего, да и всем гражданам страны познакомиться со всем спектром мнений по той или другой проблематике, но при этом давая объективный взгляд на историю, на то, что было сделано нашим народом, на наши достижения.
Считаю, что это чрезвычайно важный аспект нашей общей деятельности. Но для того, чтобы не допускать очевидного брака в этой сфере (вы, наверное, знаете, принято соответствующее решение и на законодательном уровне), повышена роль и значение Министерства образования и науки, которое уже в состоянии будет давать соответствующие экспертные оценки при подготовке учебной литературы. Надеюсь, что это даст положительный эффект.
«План Путина»Я, выступая на съезде «Единой России», сказал, что
не считаю правильным так персонифицировать этот план, потому что по сути своей это результат работы экспертов на всех уровнях. Это результат работы экспертов в парламенте, в обеих палатах, в правительстве Российской Федерации. Он, этот план, изложен в последних посланиях президента Российской Федерации, вашего покорного слуги, Федеральному Собранию.
Вот все это по отдельным аспектам и можно назвать стратегическим планом развития страны. Но если в условиях предвыборной борьбы в парламент кто-то решил персонифицировать и связать это с именем действующего президента -- ну это можно отнести к разряду политических технологий. Но сам план -- совершенно конкретный, востребованный страной. И уверен, что если мы последовательно будем действовать по его реализации, мы добьемся серьезных результатов развития.
«В Украине»Развитие отношений с бывшими республиками Советского Союза является главным, основным приоритетом внешней политики Российской Федерации. Объем товарооборота, уровень и глубина кооперации в различных отраслях экономики настолько велики, что при нанесении ущерба в совместной деятельности по этим направлениям это может привести просто к остановке целых производств. Кроме того, существует взаимозависимость и по сельскому хозяйству, в сфере обороны. Уже не говорю о том, что миллионы наших граждан имеют прямые дружеские и родственные контакты, а, по данным статистики, в Украине, скажем, проживает, по-моему, до 17 млн этнических русских, а в Российской Федерации больше всего, даже на временной основе, находятся именно украинцы -- 4 млн человек. То есть от отношений между нашими странами напрямую зависит социальное самочувствие миллионов россиян и украинцев. Мы будем уделять этому самое пристальное внимание. Разумеется, развитие отношений между Россией и Украиной должно строиться на современной, прагматической основе, с учетом интересов друг друга.
Если мы говорим об энергоносителях, то, конечно, взаимодействие в этой сфере должно осуществляться на рыночной основе. Уже много раз говорил, могу повторить: субсидирование за счет низких цен на энергоносители украинской экономики за последние 15 лет составляло ежегодно 3--5 млрд долл. США. Такой поддержки Украина не получала и не получит наверняка ни от одной страны мира. Но, переходя на рыночные отношения, мы делаем и намерены это делать мягко, спокойно, в дружеском режиме, не нанося ущерба нашим украинским партнерам, имея в виду, что мы и у себя-то в стране переходим на рыночное ценообразование.
Что касается политического взаимодействия, то я надеюсь на то, что, какое бы правительство в Украине ни было сформировано, на какой бы политической платформе оно ни осуществляло свою деятельность, объективная реальность будет подталкивать наших партнеров к развитию сотрудничества с Российской Федерацией. Мы этого хотим, мы с нашей стороны будем это делать.
ИракЧто касается Ирака, то одна из целей, на мой взгляд, конечно, -- это поставить под свой контроль нефтяные запасы этой страны. Мы уже где-то в середине нашей сегодняшней встречи говорили о том, что в некоторых головах, в воспаленном мозгу возникает даже идея, как бы добраться до российских ресурсов, в том числе и в Сибири. Мы видим, что происходит в Ираке, и видим, что такая политика результата не приносит.
Что касается возможного вывода контингентов международных, в том числе американских, из этих двух точек. Да, действительно, нагрузка, особенно для европейских стран, имеющих свои военные контингенты в Афганистане, большая. Это и материальная нагрузка, и морально-политическая нагрузка серьезная. Россия все делает для того, чтобы поддержать те страны, которые предпринимают усилия по стабилизации ситуации в Афганистане. Мы разрешили транзит (это впервые в нашей истории), мы разрешили транзит для стран НАТО по своей территории, транзит военных грузов и персонала. Мы помогаем информацией, мы рассматриваем возможности нашего экономического участия в возрождении Афганистана, находясь в постоянном контакте с руководством этой страны, и у нас здесь есть неплохие перспективы.
Что же касается Ирака, то я согласен с президентом Соединенных Штатов: думаю, что он прав абсолютно, когда говорит о том, что выводить международный контингент из этой страны можно только после того, как само руководство Ирака будет в состоянии удерживать ситуацию в стабильном режиме. Разница в наших подходах заключается в том, что американцы полагают, что конечной даты пребывания иностранных войск на территории Ирака называть нельзя. По моему мнению, это нужно сделать, потому что до тех пор, пока этого не будет сделано, само иракское руководство, чувствуя себя под надежным американским зонтиком, не так уж и будет спешить для того, чтобы развивать свои собственные вооруженные силы и правоохранительные органы. А когда они будут знать, что есть время отсечки, дедлайн такой, после которого не будет уже американских штыков, тогда, мне кажется, будут более эффективно и последовательно, настойчиво работать по укреплению своих собственных вооруженных сил. Но вечно сохранять там оккупационный режим абсолютно недопустимо.
«В Кремле будет другой человек»Я на съезде «Единой России» действительно сказал, что я беспартийный, но готов возглавить и даю согласие на то, чтобы возглавить избирательный список «Единой России». Почему? Вспомните начало и середину 90-х годов. При недееспособном парламенте, при недееспособной Думе невозможно было принять ни одного мало-мальски выверенного решения. Вот популистских решений, которые заводили и экономику, и социальную сферу страны в тупик, в это время напринимали более чем достаточно. Но ни одного внятного решения, которое бы находилось в струе развития экономики и социальной сферы, по сути дела, принято не было. Вот в то время были приняты решения, которые обесценили все доходы населения. Были приняты популистские решения по различным социальным обязательствам государства. Невозможно было их решить, потому что их набрали столько, что они в несколько раз превышали доходы бюджета.
В 2007 году и в 2008 году нам предстоят выборы и в парламент, и президента. И здесь, в Кремле, будет другой человек. В этих условиях крайне важным является сохранить стабильный курс развития нашего государства, сохранить преемственность в реализации тех решений, которые были приняты в последнее время.
Я уже говорил и по национальным проектам, по развитию сельского хозяйства, по развитию здравоохранения, по развитию образования, по развитию Вооруженных сил, по очень многим другим направлениям. Скажем, по ЖКХ, по расселению ветхого фонда, по развитию инновационных отраслей экономики мы не просто приняли решения. Мы что сделали? Мы зарезервировали на многие годы вперед государственные ресурсы на реализацию этих целей. Представьте себе, что придут люди, которые не дорожат этими решениями. Очень легко переориентировать это, раздать всем сестрам по серьгам, снизить, допустим, золотовалютные резервы, а я еще могу попозже сказать, что это значит для страны. И мы разрушим весь тот позитивный набор инструментов, которые позволяют нам развиваться и которые являются залогом развития страны вперед. Поэтому крайне важно, чтобы парламент после выборов в 2007 году был дееспособным. Вот таким ключевым элементом дееспособности парламента в предыдущие годы была «Единая Россия». Именно поэтому я и принял решение возглавить ее список.
Дефолта не будетНе будет у нас дефолта. И я вам скажу почему. Дефолт -- это что такое? Это неспособность государства платить по внешним долгам, во-первых. И во-вторых, неспособность государства и Центрального банка обеспечивать необходимый объем валюты иностранной для участников экономической деятельности в нашей собственной стране.
Почему это невозможно сегодня? Во-первых, у нас нет таких внешних долгов, мы со всеми расплатились. У нас отношение внешнего долга к ВВП страны -- лучшее в Европе. Второе. У нас серьезные золотовалютные резервы -- 424 млрд долл. США. По этому показателю мы находимся на третьем месте в мире после Китая и Японии. И вот это то, о чем говорят многие эксперты. Это «подушка безопасности» для всей экономики и для всех граждан страны. Это то, что не даст возможности довести нашу экономику до того состояния, в котором она находилась в 1998 году. И именно поэтому мы должны бережно относиться к золотовалютным резервам.
В процессе предвыборных кампаний сейчас уже появляется много разговоров о том, что нужно раздать эти деньги. Раздать -- это самое простое дело. Вопрос не в том, чтобы раздать, а вопрос в том, чтобы эффективно использовать эти возможности. Вопрос в том, чтобы создать условия для позитивного и поступательного развития всей экономики. И вот эту роль играют как раз золотовалютные резервы. У нас с профицитом складывается бюджет и внешнеторговый оборот. И это тоже немаловажное условие, которое дает нам право с полной уверенностью сказать, что никакого дефолта не будет. Да и инвестиции -- это тоже очень важный элемент стабильности экономики. У нас, я уже говорил об этом, инвестиции, в том числе и зарубежные, возросли многократно, в разы возросли. И это тоже элемент стабильности экономики.