Вчера вице-премьер, министр финансов
Алексей Кудрин заявил, что рост потребительских цен по итогам этого года может составить около 10%. Однако, возможно, что и этот показатель будет бит. Уже сейчас, как сказал вчера президент во время телевизионного общения с россиянами, рост потребительских цен вышел на уровень 8,5%. Между тем,
по оценке заместителя министра экономического развития и торговли Андрея Белоусова, инфляция в октябре составит 1,3--1,6%, что даст 8,8--9,1% за январь--октябрь. «А до конца года еще два месяца», -- как справедливо отметил Владимир Путин, отвечая на вопросы россиян.
Однако инфляция этого года, темпы роста которой увеличились в последнее время, в том числе в связи с резким ростом мировых цен на продовольствие (доля продовольствия в индексе потребительских цен составляет 40%), еще полбеды. Она, вполне вероятно, потянет за собой и цены в следующем году. Это значит, что зафиксированные в трехлетнем бюджете прогнозные показатели роста потребительских цен по факту могут быть существенно скорректированы. Именно такая судьба почти наверняка ожидает прогноз инфляции на 2008 год, который составляет 7%. План на 2009 год пока 5,5--6,5%, на 2010-й -- 5--6%.
По крайней мере эксперты, оценивая сегодняшнюю ситуацию, а также инфляционные факторы, которые будут иметь место в следующем году, склоняются именно к такому мнению.
«Семипроцентная инфляция в 2008 году -- это не вполне реалистичный показатель», -- говорит аналитик Экономической экспертной группы Мария Катаранова. Она называет по меньшей мере три фактора, которые не позволят вписаться в нынешний прогноз. Во-первых, будет сохраняться проинфляционная ситуация на мировых продовольственных рынках. Во-вторых, в следующем году ускоренными темпами будут расти тарифы на продукцию и услуги естественных монополий -- на газ, электроэнергию, в сфере ЖКХ. В-третьих, как говорит Мария Катаранова, свою роль сыграют повышенные инфляционные ожидания.
Главный экономист Центра развития Валерий Миронов соглашается с тем, что «конечно, вряд ли» инфляция в следующем году составит 7%. Причины он называет примерно те же. «За один год не удастся устранить причины повышения цен на продовольствие», а также «нельзя будет сманеврировать за счет цен на товары и услуги естественных монополий», сказал эксперт газете «Время новостей». «Хорошо еще, что можно маневрировать пошлинами на сельхозпродукцию, пока не вступили в ВТО. Но это тоже не всегда хорошо, поскольку экспортные пошлины тормозят приток ресурсов в сельское хозяйство, а потому лучше пошлинами не увлекаться», -- считает г-н Миронов.
Говоря об инфляционных факторах-2008 , нельзя забывать о росте госрасходов в этом году, которые скажутся на ценах в следующем. Как сказал вчера г-н Кудрин, за восемь месяцев этого года бюджет израсходовал на 600 млрд руб. больше, чем в прошлом году. Понятно, что до конца года сумма еще вырастет. Эти деньги, на какие бы цели они ни направлялись, все равно окажутся в экономике и, как говорит г-н Кудрин, будут иметь влияние на инфляцию через три-четыре месяца после вливания. При этом вице-премьер дипломатично отметил, что рост расходов в связи с объявленным президентом увеличением пенсий "не является существенным и значимым для инфляции". Видимо, потому, что бюджет потратит на эти цели до конца года "всего" 28 млрд рублей.
Повышенная инфляция может создать серьезные трудности и производителям, включая даже крупные компании. Дело в том, что уровень инфляции -- один из основных факторов, влияющих на размер кредитных ставок в банках. При высокой инфляции соответственно высока и стоимость кредитных ресурсов. Деньги в российских банках всегда были дороги, но до недавнего времени отечественные компании могли найти необходимые дешевые ресурсы за границей. И находили (как говорит Валерий Миронов, совокупный долг российских хозяйствующих субъектов, в том числе госкомпаний, оценивается в 360 млрд долл.). Однако сейчас в связи с кризисом в мировой финансовой системе дешевых денег нет. А ведь многим российским компаниям необходимо перекредитовываться, чтобы выплачивать долги.
Кроме того, ресурсы нужны и для развития, ведь именно инвестиции дают в этом году треть прироста российского ВВП. Процесс удорожания денег как в России, так и на мировом рынке, как прогнозирует Валерий Миронов, может привести к снижению темпов роста ВВП в следующем году на 0,5--1%. (К слову, в минувшую среду Международный валютный фонд именно по причине усложнения в привлечении российскими компаниями кредитных ресурсов снизил прогноз роста ВВП России в 2008 году с 6,8 до 6,5%.)
Вероятен и еще одни эффект. «Генералам от промышленности все равно, где брать деньги, а потому возможно сильное давление промышленного сектора на правительство с целью пополнения финансовых ресурсов», -- говорит г-н Миронов. В этом случае, по его словам, возможны два варианта. Первый -- опережающее развитие российской банковской системы, а второй -- крупномасштабная экспансия зарубежных банков.
Между тем если сегодня инфляционные процессы еще поддаются прогнозам (правда, к сожалению, нередко ошибочным) и анализу, то в скором времени работа экономистов в данном направлении может утратить смысл. Это произойдет, если действительно станут широко применяться меры административного вмешательства в ценообразование. Зачатки этого процесса уже видны на примере продовольствия. «В этом случае произойдет сбой рыночных механизмов, и прогнозирование будет затруднено», -- признает Мария Катаранова.