Вчера с двухдневным визитом в Ашхабад прибыл президент Узбекистана Ислам Каримов. Значение этого визита трудно переоценить --
в последний раз Каримов посещал Ашхабад семь лет назад, в сентябре 2000 года, когда он встречался с туркменским вождем, ныне покойным Туркменбаши. Спустя два года отношения между Ташкентом и Ашхабадом катастрофически испортились. Туркменбаши обвинил узбекское руководство в том, что его представители помогали туркменской оппозиции в подготовке
к так называемому покушению на Туркменбаши в ноябре 2002 года. Спустя два года
Каримов и Ниязов сделали попытку к примирению, встретившись на узбекской территории в Бухаре. Однако особой теплоты в туркмено-узбекские отношения это рандеву не внесло. Почти 2000-километровая граница, разделяющая имеющих многолетние родственные корни диаспоры двух народов, оставалась зоной жесткого контроля пограничников, препятствовавших исторически сложившемуся приграничному торговому обмену.
Товарооборот между Узбекистаном и Туркменией составляет мизерную сумму: в 2006 году -- всего 41,4 млн долл., а за девять месяцев 2007 года -- 47,8 млн долл. Туркменский официоз сухо и исключительно по-деловому прокомментировал вчера начинающийся визит узбекского лидера, в ходе которого будет подписан пакет двусторонних документов. «В подходах к развитию двусторонних отношений Туркменистан и Узбекистан исповедуют рациональное использование имеющихся и перспективных экономических возможностей и взаимовыгодных контактов», -- говорится в сообщении Туркменской государственной информационной службы.
Узбекский официоз чуть более конкретен: «Лидеры двух стран обсудят в Ашхабаде региональные газопроводные проекты». Речь идет о газовой трубе, которая должна пойти из Туркмении в Китай, а также
о Прикаспийском газопроводе, который должен пойти из Туркмении в Россию вдоль восточного берега Каспийского моря. В обоих проектах Узбекистан принимает участие не только в качестве страны-транзитера, но и, возможно, экспортера газа. Как заметил агентству Kazakhstan Today представитель МИД Узбекистана, «Ташкент хотел бы уточнить позицию Ашхабада по Прикаспийскому газопроводу».
Реализация этого проекта была объявлена приоритетной задачей России, Туркмении и Казахстана на тройственном саммите президентов этих стран в городе Туркменбаши в мае. Тогда же было объявлено, что к этим планам присоединяется Узбекистан. На встрече было объявлено о поручении, данном президентами своим правительствам о подготовке к 1 сентября пакета документов о строительстве Прикаспийского газопровода. Однако поручение до сих пор не выполнено. Как утверждают близкие к переговорам источники «Времени новостей», стороны не могут договориться о главном -- тарифах перекачки газа.
Кроме того, в последние месяцы резко возросли шансы на реализацию конкурирующего проекта Транскаспийского газопровода, лоббируемого США и Евросоюзом. По Транскаспию, по которому туркменский и, возможно, казахстанский газ может быть направлен в обход российской территории через Азербайджан в Турцию, где он станет составной частью идущего в Европу газопровода «Набукко». Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов готовится в эти дни к намеченному на 5--6 ноября визиту в Брюссель. Там ему предстоит обсудить договоренности по строительству Транскаспия, и, похоже, до этого момента Ашхабад уклоняется от соглашений с Москвой по Прикаспию.
Ислам Каримов в Ашхабаде, очевидно, надеется получить из первых рук информацию о состоянии переговоров, ведущихся с Москвой, Брюсселем и Вашингтоном. Любопытно, что казахстанский президент Нурсултан Назарбаев, возвращаясь из Тегерана, где он принимал участие в Каспийском саммите, сделал позавчера остановку в Ташкенте, чтобы встретиться с Исламом Каримовым накануне его поездки в Ашхабад. Центральноазиатские лидеры консолидируются.