Сегодня в полночь
в Польше завершается скоротечная предвыборная кампания. Она стартовала после того, как 7 сентября польский сейм в разгар политического кризиса
принял решение о самороспуске. Президент Лех Качиньский без промедления назначил внеочередные выборы на 21 октября. Завтра любая предвыборная агитация в Польше будет запрещена, а потому в последние дни ее
накал спешил достичь наивысшей точки кипения. Партийные штабы последние усилия направляют на колеблющихся и нерешительных избирателей. Приманкой служат ухищренные телеобращения, скроенные по мотивам популярных сериалов или навязчивых реклам, а также простые броские слоганы вроде такого: «Только бараны не голосуют. Не будь дурнем -- иди к урне!»
Как и на предыдущих выборах два года назад, сразу обозначились два главных соперника. Оба они с правого крыла политической сцены -- это пытающаяся всеми административными средствами удержать власть консервативная партия братьев Качиньских «Право и справедливость» (ПиС) и ведущая оппозиционная либеральная партия «Гражданская платформа» (ГП) во главе с Дональдом Туском. Несмотря на отчаянную критику оппозиции и вину за распад правящей коалиции, партия власти почти всю предвыборную кампанию была хоть и ненамного, но впереди.
Однако теледуэли, в которых принял участие также кандидат в премьеры от левоцентристского блока «Левые и демократы» (ЛиД), экс-президент Александр Квасьневский, изменили рейтинги. Теледебаты в прямом эфире пользовались невероятной популярностью. Их смотрело в среднем около 10 млн зрителей -- каждый третий избиратель. Согласно многочисленным опросам, проигравшим оказался премьер Ярослав Качиньский. Он уступил и Квасьневскому, и Туску.
С прошлого понедельника ГП оттеснила ПиС. Вчерашний наиболее достоверный совместный опрос общественного мнения «Газеты выборчей» и еженедельника «Политика» показал, что за ГП отдали бы голоса 39%, а за ПиС -- 34% желающих принять участие в выборах избирателей. Кроме этих двух правых партий, порог сейма переступили бы ЛиД (15%) и Польская крестьянская партия (7%). При таком раскладе у коалиции ГП с ЛиД в 460-местном сейме было бы 267 мандатов.
Лидеры ГП и ЛиД пока всячески избегают разговоров о союзе, хотя все понимают, что он стал бы единственной альтернативой партии Качиньских. Известный политический и моральный авторитет Тадеуш Мазовецкий, первый некоммунистический премьер Польши, считает, что для обеих сторон коалиция ГП-ЛиД трудна, но возможна и даже необходима, чтобы создать правительство большинства и избежать еще одних выборов. В противном случае, полагает Мазовецкий, все может закончиться созданием широкого движения «Хватит!», которое сметет весь нынешний политический класс.
Каждую из партий олицетворяют их лидеры. Разложив по полочкам качества, поведение и привязанности трех главных соперников, поляки, по данным одного из опросов, сложили о них такое мнение: Качиньский -- упрямый как осел, Туск -- холодный как лед, Квасьневский -- свой парень. Впрочем, «свой парень» Квасьневский чуть не провалил всю кампанию левоцентристов. Сначала все телеканалы показали, как он заплетающимся языком рассказывал студентам Киевского университета о международной жизни. Партийные коллеги его пожурили, оппоненты позубоскалили. На съезде в Щецине все повторилось в еще более выразительной форме. «Лицо кампании ЛиД», каким был заявлен Квасьневский, не входило уже ни в какие рамки. Его даже хотели отстранить от участия в региональных съездах. Но он объяснил свое состояние передозировкой лекарств, которыми спасался от подхваченной на Филиппинах болезни.
Лучше бы он этого не говорил! ПиС, использовавшая в своей кампании государственные институты, оперативно подключила санитарные службы. Они взялись исследовать экс-президента на предмет эпидемической опасности. Квасьневский быстро выздоровел, но теперь последствия действия алкоголя на организм человека в Польше именуют «филиппинской болезнью».
Профессор Варшавского университета Влодзимеж Марчиняк сказал «Времени новостей»: «Предвидеть итог выборов трудно, поскольку показатели ГП и ПиС довольно близки. Я бы не относил рывок либералов на счет удачных теледебатов. Просто их время совпало со стагнацией кампании ПиС, которая на финише стала демонстративно разоблачать коррупцию среди депутатов от ГП. Стоит обратить внимание, что Крестьянская партия продолжает набирать очки, выпихнув за порог бывших членов правящей коалиции -- «Самооборону» и «Лигу польских семей». Это значит, что в будущем сейме она сможет принять участие в конструировании новой коалиции наравне с ЛиД».
Президент Лех Качиньский заявляет, что проводимые в последние два года изменения во внутренней и внешней политике должны быть продолжены. Став президентом, он отдал партийный билет, но беспристрастным не стал. В предвыборной кампании он явно поддерживал брата-премьера Ярослава, напоминал, что два года назад на выборах выиграла ПиС, и на днях не удержался от того, чтобы сказать: «Дай боже, чтобы было то же самое!» Его вояжи в Германию и США служили пропаганде достижений нынешнего правительства. Президента Качиньского даже не смутило, что в Чикаго его однажды приветствовали как Леха Валенсу, а в другом месте представили как Александра Квасьневского. Для него важным было то, чтобы польская диаспора за рубежом знала, за кого надо голосовать.
Влодзимеж Марчиняк предположил в беседе с «ВН», что после выборов во внешней политике Польши существенных изменений не будет. «Даже если победит ГП, идеологическое давление ПиС вместе с поддержкой президента не позволят ее переформатировать. Действия нынешних польских властей на международной арене в целом отвечают настроениям избирателей. Россия же сейчас проводит по отношению к Польше политику, идеальную для утверждения амбиций ПиС».