|
|
N°14, 28 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Путин закрыл Америку
Ликвидирована последняя российская военная база в Западном полушарии
Россия лишилась последней своей военной базы в западном полушарии. В минувший уикенд глава кубинского оборонного ведомства Рауль Кастро Русс официально подтвердил, что российский разведцентр в Лурдесе прекратил свое существование. По словам г-на Кастро, до полного вывоза оборудования демонтированного центра на базе продолжают оставаться «несколько российских военнослужащих». Впрочем, и они скоро покинут Остров свободы. А чтобы у мирового сообщества не осталось никаких сомнений на сей счет, официальная Гавана пообещала пойти на беспрецедентный шаг, позволив зарубежным журналистам посетить территорию секретного объекта, «сразу же после того, как его покинет последний русский». Продолжавшемуся более сорока лет российскому военному присутствию на Кубе пришел конец.
Ликвидация российской военной базы на Кубе была проведена Москвой в кратчайшие сроки и с соблюдением режима строгой секретности. Об официальном прекращении деятельности радиоэлектронного центра в Лурдесе российские военные отрапортовали уже 29 декабря. Хотя первое публичное заявление о предстоящем «отступлении» с Кубы было сделано Владимиром Путиным лишь 17 октября прошлого года, во время традиционной встречи президента с руководящим составом Минобороны. Последовавшие за этим заверения военного министра Сергея Иванова в том, что решение президента о закрытии базы было только «политическим оформлением просьбы самого Министерства обороны», никого не могли обмануть. Реакция ошеломленного российского генералитета говорила сама за себя, свидетельствуя о том, сколь неожиданным стало это решение. Впрочем, и в Гаване о решении Кремля также узнали только из теленовостей и поначалу даже попытались воспрепятствовать уходу российских военных с острова. Уже через несколько часов после неожиданного путинского признания по национальному телевидению транслировалось заявление правительства Кубы о том, что ликвидация российской военной базы является уступкой США и представляет собой «серьезную угрозу для безопасности Кубы», поэтому в таких условиях они «не согласны с ее закрытием». Да что там Гавана! Кремль подготовил это решение в обстановке такой жесточайшей секретности, что всего за пару недель до официального объявления об уходе с Кубы коллеги по Госдуме буквально подняли на смех депутата Николая Коломейцева, когда он предложил заслушать доклады руководителей силовых ведомств в связи с тем, что «в СМИ появилась информация о предстоящем закрытии разведцентра в Лурдесе». Спикер Госдумы Геннадий Селезнев по-отечески пожурил депутата, пояснив ему, что «то, о чем пишут СМИ, не всегда подтверждается», а зампред комитета по обороне Николай Безбородов уверенно убеждал коллег в том, что к ним в комитет подобная информация не поступала.
Военные категорически отказываются комментировать причины, заставившие Кремль уходить с Кубы столь «ускоренным маршем». Беспрецедентно коротким срокам ликвидации базы в Лурдесе не помешала ни обычная в таких случаях межведомственная неразбериха (объект находился в совместном пользовании Главного разведывательного управления Минобороны и ФАПСИ), ни то, что общая численность обслуживающего персонала центра достигала 1 тыс. человек. Такого не удалось в свое время добиться даже непревзойденному мастеру «молниеносных бросков» на родину Михаилу Горбачеву. Принятое им в 1991 году решение о выводе с Кубы учебной бригады советской армии (общей численностью свыше 3 тыс. военнослужащих) было окончательно выполнено лишь к середине 1993-го. Единственным более-менее достоверным объяснением нынешней спешки является то, что обиженные кубинцы, якобы «включили счетчик» и пообещали Москве, что даже месячная задержка обойдется ей в полную сумму годовой арендной платы, то есть в 200 млн долларов, которые Россия была вынуждена с 1995 года ежегодно выплачивать за возможность пользования Лурдесом.
Юрий ГОЛОТЮК