Парламент Турции выдал правительству Реджепа Тайипа Эрдогана
санкцию на операции в течение года на севере соседнего Ирака. Решение было принято вчера вечером 507 депутатами правящей и всех оппозиционных партий кроме одной -- Партии демократического общества. Ее 19 представителей, в большинстве курды, проголосовали против резолюции, имеющей силу закона.
Несмотря на грозный характер документа, вице-президент Ирака Тарик аль-Хашеми вчера же покинул Анкару очень довольным. После встреч с президентом Турции Абдуллахом Гюлем он заявил: «Террористы угрожают безопасности Турции, но надо предоставить Ираку шанс положить этому конец. Нападения совершаются с территории Ирака, значит, это его внутренняя проблема». «От нынешних переговоров я получил что хотел: сложилась новая атмосфера для преодоления кризиса», -- подчеркнул аль-Хашеми.
Президент Ирака курд Джаляль Талабани выразил надежду на то, что «наш друг премьер Эрдоган проявит мудрость, и интервенции не будет». Он заверил вчера, что Багдад активизирует работу комиссии, созданной в августе Ираком, Турцией и США «для решения проблемы». Речь о боевиках из числа турецких курдов-националистов, которые, как говорится в принятом меджлисом решении, «свободно передвигаются» по всему Северному Ираку.
Основные партнеры Турции -- ЕС, США и Россия -- советуют правильно оценить последствия возможного вторжения. НАТО, где у Турции вторая по величине армия, вчера призвало «проявить максимум сдержанности». Официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай напомнил, что альянс рассматривает Рабочую партию Курдистана (РПК) как террористическую организацию. По данным генштаба Турции, именно ее боевики в этом месяце убили свыше 30 турецких солдат и полицейских.
Белый Дом, также внесший РПК в черный список, указывает, что силовая операция Турции может привести к хаосу в единственном относительно благополучном регионе Ирака -- Курдской автономии, превратившейся не без помощи США в самодостаточное образование еще при Саддаме Хусейне. В Вашингтоне настолько этим озабочены, что даже многие демократы (а они контролируют конгресс) предложили перенести на неопределенный срок голосование в палате представителей по проекту резолюции с признанием геноцида армян в Оттоманской империи. Этот документ, вызвавший бурное неприятие Анкары, президент Джордж Буш назвал вчера контрпродуктивным, так как он «может восстановить против США их ключевого союзника в исламском мире».
В поддержку турецкого вторжения в Ирак высказался Дамаск. «У Турции есть законное право на проведение трансграничной операции», -- объявил вчера в Анкаре президент Сирии Башар Асад. Не меньше тревог вызывает возможная реакция Ирана, где также действуют боевики-курды. На возможное вмешательство Тегерана намекнул вице-премьер Ирака Бархам Ахмад Салих, до 2005 года возглавлявший правительство Курдской автономии: «Если Турция позволит себе военное вмешательство, что же тогда остановит других соседей? Любая односторонняя акция турецких военных по нарушению границы Ирака создаст для всех ужасный прецедент».
Премьер Эрдоган, находящийся после гибели турецких солдат под сильнейшим давлением своего генералитета, тем не менее отметил: одобрение его запроса не значит, что военные действия тут же и начнутся. По его словам, военная акция в любом случае не затронет гражданских лиц и представителей власти. Но агентство ООН по делам беженцев предвидит массовый исход с севера Ирака, где нашли приют сотни тысяч иракцев-арабов из охваченных насилием центра и юга страны. Что касается администрации Курдской автономии, то ее представители, утверждая, что не оказывают помощи РПК, не раз предупреждали, что турки натолкнутся на мощный отпор местной армии -- курдской «пешмарги», обученной и экипированной Штатами. Недаром президент Буш заметил уже после решения меджлиса: США «ясно дают понять Турции, что не в ее интересах посылать солдат в Ирак», поскольку «есть лучший способ решить вопрос, чем отправка крупного контингента».
«Для американцев Курдская автономия -- их единственный реальный успех в Ираке, поэтому они на Турцию и давят. Но какое-то вмешательство Анкары будет, ведь она опасается роста курдского национализма, нацеленного на создание независимого Курдистана», -- сказал «Времени новостей» президент Центра стратегических и политических исследований Виталий Наумкин. «Возможен вариант договоренности между Анкарой, Багдадом и Вашингтоном о преследовании турками террористических групп, уходящих из Турции в Ирак, нанесении по ним точечных ударов. В этом случае все участники соглашения «сохранят лицо». Это лучший сценарий, худший не нужен никому», -- добавил Виталий Наумкин.