|
|
N°191, 18 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Недетская площадка для общественного диалога
В Астане открывается III Гражданский форум
III Гражданский форум является для Казахстана знаковым событием. Фактически он представляет собой механизм общенационального диалога, причем механизм не формальный, а, как считают в стране, вполне эффективный. В ходе форума участники планируют рассмотреть, как выполняется план мероприятий по реализации принятой в 2006 году Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006--2011 годы. Это ключевой документ, определяющий основные направления развития институтов гражданского общества и возможности реализации гражданских инициатив. Цель, которую он преследует, состоит в совершенствовании законодательной, социально-экономической и организационной базы для дальнейшего развития институтов гражданского общества и их равноправного партнерства с государством и бизнес-сектором.
У такого форума уже есть своя история. I Гражданский форум состоялся в октябре 2003 года. Перед ним стояла задача создания эффективного и действенного механизма сотрудничества государственных и гражданских институтов, конструктивного взаимодействия на паритетных началах. Второй раз форум собрался в сентябре 2005 года. Основными темами в тот раз стали создание Гражданского альянса Казахстана по поддержке инициатив президента Казахстана, внедрение системы государственного социального заказа на центральном, отраслевом и региональном уровне, выработка предложений по взаимодействию неправительственных организаций (НПО) и делового сообщества.
Теперь, по прошествии нескольких лет, уже можно дать хотя бы частичную оценку тому, как развивается гражданский диалог в стране. Поэтому отличительной чертой III Гражданского форума от предыдущих мероприятий подобного типа должны стать отчеты министерств социального блока и акиматов о работе, проведенной по развитию взаимодействия с НПО за последние два года. Учитывая развитие неправительственного сектора, состав участников будет увеличен до 400 человек, то есть на четверть. Основная работа в рамках форума будет сосредоточена на семи диалоговых площадках, организованных в формате «круглых столов». На них будут обсуждаться такие вопросы, как социальная ответственность бизнеса, местное самоуправление, государственный отраслевой социальный заказ (социальный аудит и социальный маркетинг), права человека и гражданина, механизмы влияния общества на предоставление государственных услуг, решение экологических вопросов, развитие общественной экспертизы и ряд других.
За годы независимости Казахстан провел серьезные политические реформы, позволившие поэтапно создать новую политическую систему, сформировать новые институты гражданского общества, политические партии, СМИ, НПО. Среди них неправительственный сектор является самым динамично развивающимся. Своей деятельностью он охватывает практически все общественно значимые сферы. Это вопросы экологии, социальной сферы, образования, культуры, здравоохранения, гендерных отношений, защиты прав человека.
Вместе с тем вполне очевидно, что существуют проблемы, сдерживающие развитие НПО, без решения которых Казахстану не удастся продвинуться по пути углубления гражданского диалога. Во-первых, необходимо выработать комплекс правовых, экономических и других мер по дальнейшему развитию неправительственных организаций. Во-вторых, необходимо развивать механизм и продумывать новые формы взаимодействия государственных органов с НПО на республиканском, региональном, отраслевом уровне. В-третьих, актуальным остается вопрос поддержки и развития гражданской инициативы в сельской местности.
Ключевым же, по сути, вопросом является совершенствование законодательной базы взаимодействия государственных органов и НПО. Здесь весьма важную роль должен сыграть правительственный законопроект «О государственном социальном заказе». Он направлен на решение одной из основных проблем НПО -- отсутствие стабильного и долгосрочного финансирования. Впервые Казахстан вплотную подошел к такому этапу в развитии «общественного сектора», когда государство не только намерено, но и способно оказывать поддержку НПО. Это особенно важно в условиях, когда масштаб социальных задач, стоящих перед обществом, серьезно возрос.
Астане, и с этим вряд ли кто-то будет спорить, еще многое предстоит сделать для того, чтобы сформированные за годы независимости гражданские институты по-настоящему окрепли и достигли высокого уровня общественной зрелости. Работа в этом направлении только начинается. И этот совсем непростой процесс -- становление самодостаточных НПО, отстаивающих интересы казахстанского общества, а не олигархических структур и зарубежных государств, -- невозможен без активной поддержки со стороны государства. Пусть на чей-то взгляд тут заложено известное противоречие (зачем же государству самому культивировать развитие независимых, неправительственных организаций), но на этом этапе развития общества путь к появлению самодостаточных общественных институтов вряд ли может быть иным. Опыт последних лет показывает, что политическое руководство Казахстана понимает это и продолжит взятый курс по отношению к неправительственным организациям.
Алексей ДМИТРИЕВ