Три человека погибли и, по разным данным, от шести до 20 пострадали в результате беспорядков, вспыхнувших в ночь на среду в кировоградской воспитательной колонии для несовершеннолетних №2 (Свердловская область). Подобных ЧП российская пенитенциарная система не переживала с 90-х годов прошлого века. Последнее время заключенные решались протестовать, лишь занимаясь членовредительством или с помощью акций демонстративного неповиновения администрации, но до бунтов уже давно не доходило. За последнее время самым серьезным инцидентом для Минюста
стал захват заложников в сентябре прошлого года в одном из московских СИЗО, но и тогда речь шла о неудачной попытке побега всего трех арестантов.
Инцидент в Свердловской области вызвал моментальную реакцию властей. Уже вчера в Екатеринбург прибыли директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Юрий Калинин и директор департамента правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб Минюста Юрий Яковлев. Случившееся представители ведомства расценили как попытку криминалитета сломить руководство службы.
Согласно официальной версии, беспорядки в колонии начались во вторник в 22.15. Группа осужденных вышла из помещений своих отрядов и попыталась прорваться сквозь ограждение на волю, напав на вышку. Охрана открыла огонь, побег был сорван. После этого воспитанники колонии подожгли помещение старого штаба. После этого администрация колонии прибегла к помощи сотрудников УВД соседних Невьянска и Нижнего Тагила. Также в колонию были введены сводный отряд сотрудников ГУ ФСИН по Свердловской области и отдела специального назначения. Уже в среду к 1.30 ночи бунтующие воспитанники были разведены по локальным участкам, обстановка в учреждении взята под контроль. При этом появлялась неофициальная информация, будто в 3 часа ночи бунтовщики совершили еще одну попытку прорыва за пределы колонии и вновь попали под обстрел. Но официальные представители ФСИН эту информацию не подтверждают.
Губернатор Свердловской области Эдуард Россель, обычно не вмешивающийся в подобные инциденты, на этот раз признался, что следил за происходящим в колонии всю ночь и проинформировал о ЧП главу МВД России Рашида Нургалиева.
Итогом беспорядков стало три погибших и полтора десятка пострадавших. Один из заключенных погиб на месте, у девяти -- «телесные повреждения». Пресс-служба ФСИН сообщила, что такие же повреждения у шести сотрудников колонии. Еще один заключенный позже скончался в реанимации городской больницы. Там же умер один сотрудник колонии. Их имена не раскрываются. Единственное, на что пошли представители колонии, -- огласили список воспитанников, оказавшихся в медучреждениях. Это молодые люди от 15 до 18 лет.
По факту ЧП возбуждено четыре уголовных дела -- по убийству, захвату заложников, массовым беспорядкам и посягательству на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Прокурор Свердловской области Юрий Пономарев вчера экстренно выехал в Кировоград, где потребовал от представителей городских и районных органов прокуратуры проверить исполнение уголовного законодательства во всех колониях Свердловской области. Особое внимание он попросил уделить законности содержания осужденных в исправительных колониях. Следствие не исключает, что на бунт заключенные пошли из-за нарушений в работе самого учреждения.
Первый заместитель директора ФСИН Эдуард Петрухин вчера заявил, что беспорядки в колонии №2 и сентябрьский бунт в петербургских «Крестах» (там группа молодых арестантов отказались возвращаться в камеры, но обошлось без крови) взаимосвязаны и направлены на дестабилизацию уголовно-исполнительной системы РФ. «Матерые преступники, находящиеся на свободе, через осужденных несовершеннолетних хотят дестабилизировать ситуацию в уголовно-исполнительной системе. Мы считаем, что между последними бунтами в колониях для несовершеннолетних существует прямая связь, -- сказал он. -- В кировоградской колонии к бунту подбивали осужденных по «тяжелым» статьям, которых готовят к переводу во взрослые колонии. Этим ребятам не хочется переходить во взрослые колонии, поэтому их легче подговорить к организации беспорядков». Г-н Петрухин при этом не исключил возможность того, что подобная ситуация может повториться в любой другой российской колонии.