|
|
N°14, 28 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стратегия Геращенко
Глава Центробанка повел в счете
Виктор Геращенко в минувшую пятницу определил стратегию развития Внешторгбанка на ближайшие три года. Строго говоря, стратегия была одобрена наблюдательным советом ВТБ, но эта формальность не имеет никакого значения: советом руководит глава ЦБ, а в его состав входят два зампреда главного банка страны (Владимир Горюнов и Олег Можайсков), замгендиректора «Ингосстраха» Александр Доко и председатель правления самого ВТБ Юрий Пономарев.
Как заявил в пятницу Юрий Пономарев, основой стратегии развития ВТБ, разработанной в сотрудничестве с консалтинговой компанией McKinsey (а к ревизии системы контроля за рисками банк привлек Accenture), на ближайшие три года станут корпоративный, инвестиционно-банковский и розничный бизнес. Ключевые количественные показатели планируется существенно увеличить: активы -- до 290 млрд руб., собственные средства (без учета допэмиссий) -- с 1,9 млрд до 2,5 млрд долл. Остатки средств на счетах физических лиц, которые за 2001 год выросли с 80 млн до 200 млн долл., планируется в ближайшие два года ежегодно удваивать. Филиальная сеть ВТБ в Москве вырастет в 6 раз, а в целом -- в 2 раза. Банк планирует начать экспансию как в российские регионы, так и за рубеж: Юрий Пономарев оценил как «очень интересные» для деятельности ВТБ рынки Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, а также сообщил о намерении приобрести долю в одном из белорусских банков.
Вряд ли в стратегии, одобренной наблюдательным советом, можно резко с чем-то спорить. Однако сам факт ее рассмотрения в пятницу выглядит более чем вызывающе по отношению к правительству и Европейскому банку реконструкции и развития, который выразил недавно желание приобрести пакет акций ВТБ. Деликатность момента в том, что как раз накануне Владимир Путин одобрил принципиальную схему, по которой начнется приватизация ВТБ. В изложении Юрия Пономарева схема выглядит так: «После первого этапа реорганизации состава акционеров должна создаться ситуация, когда существенную долю сохранит ЦБ, появится существенное участие правительства и третьим акционером будет ЕБРР. Эта формула весьма разумна и учитывает интересы ЦБ как собственника, хотя он имеет интерес и как организация, прямо ответственная за стабильность банковской системы».
Учитывая «интересы ЦБ как собственника», формула противоречит планам Михаила Касьянова, который настаивал на том, что на первом этапе акции ВТБ перейдут в собственность правительства, а уже потом могут быть проданы частным инвесторам. По-видимому, одержав победу над главой кабинета в принципиальном вопросе, Виктор Геращенко постарался закрепить ее уже скорее на моральном фронте, одобрив трехлетнюю стратегию развития ВТБ. Разъясняя в пятницу перспективы будущих акционеров по управлению банков, Юрий Пономарев заявил: «Все три собственника будут иметь представителей в наблюдательном совете и получат возможность влиять на его стратегию, не подменяя правление и не снимая ответственность с правления».
Вопрос о том, сохранит ли ЦБ после первого этапа реорганизации состава акционеров ВТБ контрольный пакет банка, остается открытым -- а вернее, закрытым от общественности. Виктору Геращенко, наложившему гриф секретности на свои предложения Владимиру Путину по поводу ВТБ, удается хранить тайну. И хотя, по словам различных вполне информированных источников, правительству достанется «до 40% акций» ВТБ, а ЕБРР -- «до 20%» (то есть ЦБ потеряет контрольный пакет), распределение долей, видимо, остается предметом борьбы. Юрий Пономарев, отвечая в пятницу на вопрос журналиста, не скрывал своего удовлетворения от режима секретности: "Если у вас есть Первый отдел, то можно его запросить, придет секретная бумага, и вы ознакомитесь (с проектом распределения долей. -- Ред.)". При этом цена вопроса для ЕБРР (который за последние годы выдал Внешторгбанку кредиты на сумму около 300 млн долл. и планирует синдицировать в этом году еще один на 100 млн долл.) уже определена. Как сообщил г-н Пономарев, наблюдательный совет одобрил выпуск дополнительной эмиссии акций ВТБ в объеме до 300 млн долл. Эти бумаги предназначены для частного инвестора.
Андрей ДЕНИСОВ