|
|
N°14, 28 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Государство -- это Чубайс
Глава РАО «ЕЭС России» обеспечил правительству большинство в совете директоров Федеральной сетевой компании
РАО «ЕЭС России» в ходе реализации энергетической реформы продолжает тактически обыгрывать своих конкурентов. В минувшую пятницу совет директоров энергохолдинга одобрил кандидатуры членов аналогичного органа Федеральной сетевой компании (ФСК). В итоге большинство не досталось никому: правительственные чиновники получили шесть мест из тринадцати, сотрудники РАО (в том числе Анатолий Чубайс) -- пять, независимые директора -- два, председателем совета избран вице-премьер Виктор Христенко, а его заместителем -- Анатолий Чубайс. Оппоненты РАО напоминают, что в постановлении правительства от 11 июля 2001 года о реформировании электроэнергетики говорится: в совете директоров ФСК более половины мест закрепляется за представителями государства. Менеджеры энергохолдинга отвечают, что с кандидатурой г-на Чубайса как представителя государства согласилось правительство, и в этом случае у госпредставителей получается семь мест из тринадцати.
До 1 февраля правление РАО должно утвердить создание ФСК и назначить главой сетевой компании заместителя г-на Чубайса Андрея Раппопорта (с ним будет заключен контракт на три года). Хотя ФСК создается как 100-процентная дочерняя компания РАО, еще год назад в полемике с президентским советником Андреем Илларионовым Анатолий Чубайс настаивал на том, чтобы в совете директоров большинство было за представителями государства. Это заявление звучало ответом на предложение не создавать ФСК в виде подконтрольного РАО дочернего предприятия, так как участники рынка опасались, что в этом случае доступ к сетям для них не будет равным. Предложенный г-ном Чубайсом компромисс тогда многих устроил.
Теперь же, говорит директор московского представительства Prosperity Capital Management (акционер РАО) Александр Бранис, получилось так, что государство не сможет проводить свои решения в ФСК самостоятельно. Поскольку представители государства согласились с таким раскладом сил, полагает г-н Бранис, можно предположить, что существовала некая политическая сделка. Хотя миноритарных акционеров состав совета директоров ФСК устраивает, говорит он, так как, во-первых, туда включены два независимых директора (менеджер фонда Brunswick Capital Management Дэвид Херн и президент Национального резервного банка Александр Лебедев), а во-вторых, «силы в совете теперь сбалансированы». Это означает, что если государству нужно будет провести какое-либо решение, то ему придется блокироваться либо с независимыми директорами, либо с РАО. При этом с точки зрения инвестиционной привлекательности предпочтителен первый вариант, считает г-н Бранис.
В «Росэнергоатоме» также не видят проблемы в том, что г-н Чубайс в ФСК будет представителем государства. «Это не принципиально, -- заявил газете «Время новостей» заместитель исполнительного директора концерна Сергей Яшечкин. -- Ведь все представители государства должны голосовать согласно правительственной директиве. Хотя, конечно, трудно представить, чтобы Чубайс голосовал «по указке». Вообще же, полагает г-н Яшечкин, глава РАО в очередной раз не сдержал своего слова. Он говорил, что не будет выдвигать своего представителя на пост руководителя Администратора торговой системы: «Хоть Виктора Кудрявого (замминистра энергетики, открытого противника г-на Чубайса. -- Ред.) назначайте!» Но в результате главой АТС стал весьма близкий к г-ну Чубайсу Дмитрий Пономарев, а председателем совета директоров АТС -- и вовсе бывший заместитель главы РАО Валентин Завадников. Теперь -- аналогичная история с ФСК, говорит Сергей Яшечкин. Единственное, что успокаивает атомщиков в решении о совете директоров сетевой компании, это включение в его состав министра по атомной энергии Александра Румянцева.
Показательно, что с технической точки зрения г-н Чубайс сам себя сделал представителем государства. Именно правление РАО предлагало своим директорам все кандидатуры в совет директоров сетевой «дочки». Затем Минимущества принимало директиву для представителей государства в РАО относительно положительного голосования по этому вопросу.
Вместе с тем один из представителей РАО на условиях анонимности заявил, что решающую роль на пятничном заседании совета директоров энергохолдинга сыграла твердая позиция его председателя -- главы президентской администрации Александра Волошина. Именно благодаря ему, говорит энергетик, было принято решение, которое устроило всех: и РАО вместе с г-ном Чубайсом, и миноритарных акционеров.
А вот устроило ли оно независимых производителей электричества («Иркутскэнерго», «Татэнерго» и «Башкирэнерго»), пока неизвестно: в выходные представители этих компаний были недоступны.
Кроме того, г-н Яшечкин из «Росэнергоатома» предполагает, что следующим шагом в создании сетевой компании будет передача ей магистральных ЛЭП, и здесь наверняка не обойдется без скандалов. Правительственное постановление по этому вопросу, считает он, настолько неоднозначно обозначает критерии, по которым ЛЭП должны передаваться в ФСК, что г-н Чубайс, судя по всему, решил укрепить позиции в своей монополии для административного преимущества над оппонентами.
Николай ГОРЕЛОВ