|
|
N°191, 18 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Венец музейной дипломатии
Императорский фарфоровый завод пропутешествовал из Петербурга в Москву
Большие фарфоровые сервизы ассоциируются всегда с каким-то официальным церемониалом, очень важным, очень помпезным, очень богатым, одновременно, как часто бывает в дипломатии, -- скользким, холодным, непрочным и неискренним. Хорошо, право, когда эти сервизы перестают быть аллегорией всамделишной политики, а сдаются на хранение в фонды музеев. Там они исполняют роль субъектов дипломатии музейной. Эпитет «фарфоровая» к такой дипломатии применим без всякого сарказма и иронии.
Подготовленную Государственным Эрмитажем при поддержке финансовой корпорации «Уралсиб» выставку «Под царским вензелем» можно считать венцом музейной дипломатии. Впервые в Москву приехали предметы из коллекции и Эрмитажа, и собственно Императорского фарфорового завода, впоследствии -- Ленинградского фарфорового завода (ЛФЗ). Собрание ЛФЗ совсем еще недавно находилось в печальном забытьи. Непонятна была судьба завода, его менеджмент. С 2001 года Эрмитаж стал куратором Исторической коллекции ЛФЗ. В конце 2003 года в здании ЛФЗ открылся Музей фарфора (см. «Время новостей» от 24 декабря 2003 года). На экспозиции в Успенской звоннице Московского Кремля можно оценить все этапы истории фарфорового дела в дореволюционной России, от рокайльного фарфора эпохи Елизаветы Петровны до стиля модерн времен царствования Николая II.
В каждом периоде свои шедевры. Созданный предположительно по проекту знаменитого скульптора Жака Рашетта письменный прибор императора Павла I -- целый театр ампирных аллегорий на темы наук, художеств и ратных подвигов. Напоминает фонтан на грациозной римской площади. Знатоки оценили и выдающийся по качеству Рафаэлевский сервиз Царскосельского дворца, созданный по заказу Александра III в 1883--1903 годы (в 1883 году отмечали 400-летие со дня рождения ренессансного мастера). Гризайлевые изображения -- копии орнаментов Рафаэлевых ватиканских лож (ложи были воспроизведены в залах петербургского императорского Эрмитажа) -- изобретательно вписаны в тондо сервизных тарелок, блюдец. Разглядывать эти формы -- все равно, что крутить похожую на фенископ подзорную трубку с зеркально отражающимися в колбе картинками. Огромной популярностью у посетителей выставки конечно же будет пользоваться чайный сервиз «Натюрморт» на две персоны 1850--1860-х годов. Выложенные на подносе объемные обманки фруктов на деле оказываются замаскированными чайниками и чашками. Свернешь полгруши -- там сосуд с ароматным чаем. Поднимешь яблочко за севшую на кожицу фарфоровую муху -- увидишь днище маленькой чашки. Такой простодушный и смачный натюрморт-имитация узнает себя в будущем гипсовом и штукатурном изобилии плодов и цветов на павильонах ВДНХ СССР.
Сергей ХАЧАТУРОВ