|
|
N°190, 17 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дальневосточный куратор
Поможет ли бывший полпред Дальнему Востоку освоить большие деньги
На состоявшемся на днях в Уфе заседании Госсовета новый глава Минрегионразвития Дмитрий Козак заявил о том, что федеральный центр намерен материально поощрять регионы, которые демонстрируют высокую динамику экономического развития, наращивают свой экономический потенциал. Слова министра адресованы всем субъектам федерации, однако многие наблюдатели убеждены в том, что в первую очередь инвестиции пойдут в районы Восточной Сибири и Дальнего Востока, с чем связано и назначение на пост заместителя министра регионального развития бывшего дальневосточного полпреда Камиля Исхакова.
По мнению экспертов, г-н Исхаков и далее продолжит работу в Дальневосточном регионе. Как заявил пресс-секретарь главы Минрегионразвития Федор Щербаков, «Камиль Исхаков будет курировать Дальний Восток и Забайкалье в части координации деятельности федеральных и местных органов исполнительной власти по вопросам развития данного региона».
В бытность полпредом на Дальнем Востоке г-н Исхаков приложил немалые усилия к принятию федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья», которая предполагает вложение в регион в течение пяти лет 567 млрд руб. Можно предположить, что нынешний замминистра не оставит своих усилий и на новом посту и уже в ближайшее время при его активном содействии средства на развитие региона будут выделены. Таких инвестиций, если не считать 13 млрд долл., потраченных в свое время на строительство БАМа, Дальний Восток прежде не видел. По словам г-на Исхакова, средства пойдут на развитие производственной и социальной сферы, что позволит значительно сократить число безработных, поднять уровень жизни в регионе и в результате остановить отток населения.
Особые надежды в этом плане власти возлагают на строительство нефтепровода Восточная Сибирь -- Тихий океан (ВСТО), крупнейшего объекта компании «Транснефть». Камиль Исхаков неоднократно подчеркивал, что благодаря ВСТО планируется обеспечить рост валового регионального продукта более чем в 12 раз. Иркутская, Амурская области и Якутия, по территориям которых проходит маршрут нефтепровода, рассчитывают за десять лет получить 30 млрд руб. дополнительных налоговых доходов и решить многие проблемы, в первую очередь занятости населения. Например, в Якутии количество безработных превышает 44 тыс. человек.
В этой связи встает вопрос: кем и как будут осваиваться отпущенные в рамках ФЦП и строительства ВСТО средства? Вопрос, надо заметить, не праздный. Уже сейчас на строительстве нефтепровода задействовано более полутора тысяч китайских трудовых мигрантов, а степень привлечения к работам специалистов из числа местного населения крайне низкая.
Арифметика тут проста -- китайцы обходятся дешевле российских кадров в силу своей неприхотливости и нетребовательности к зарплате ввиду низкой квалификации. Так, китайский субподрядчик «Транснефти» China Petroleum Pipeline Bureau строит километр трубопровода за 14 млн руб., а российские компании в среднем за 18 млн руб. Местным жителям не находится места на стройке: по данным самой «Транснефти», почти из 4000 рабочих, занятых на прокладке нефтепровода ВСТО, только 300 человек -- сибиряки.
Бывший руководитель «Транснефти» Семен Вайншток не раз заявлял, что сроки строительства нефтепровода сжаты, а средства жестко регламентированы. Видимо, этим и объясняется тот факт, что государственная компания не только привлекает к реализации проекта нетребовательных китайских рабочих, которых, кстати, обучает на собственные средства, но и закупает дешевые китайские трубы. Российские же рабочие остаются не у дел, в результате чего вынуждены перебиваться случайными заработками, а то и вовсе переезжать в другие регионы в поисках работы.
Такая экономия может выйти боком. Если и освоение средств ФЦП будет происходить подобными методами, то рассчитывать на прекращение оттока населения из районов Восточной Сибири и Дальнего Востока явно не придется. В такой ситуации участниками реализации программы по факту становятся китайские мигранты, уже сегодня живущие в Приморье целыми анклавами и активно применяющие в приграничной торговле «серые» схемы.
Остается надеяться на опыт Камиля Исхакова, который уже сталкивался с «китайской проблемой», правда в несколько ином ключе: два года назад в результате аварии на химическом заводе в Китае были отравлены воды в реке Амур. Тогда Исхакову удалось быстро организовать строительство дамбы под Хабаровском и остановить ядовитый поток.
опубликовано в рубрике "Позиция"
Антон ИЛЬИН