Время новостей
     N°189, 16 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.10.2007
Черная неблагодарность
Осетровую икру перестали считать национальным продуктом
Надежды экологов на сознательность россиян в вопросе сохранения поголовья осетровых, похоже, окончательно похоронил опрос, проведенный исследовательской компанией «Ромир» по заказу Всемирного фонда дикой природы (WWF). Несмотря на то что 70% респондентов согласились с утверждением, что вся продающаяся в России черная икра имеет криминальное, браконьерское происхождение, лишь немногие (4%) готовы объявить личный мораторий на ее покупку, руководствуясь исключительно природоохранными принципами. А о том, что спрос на икру приводит к уничтожению осетровых рыб, задумывается лишь 11% россиян. Примечательно, что столь пессимистические для защитников природы данные были получены во время сентябрьских опросов, проводившихся буквально по следам визитов президента Владимира Путина и премьера Виктора Зубкова в Астраханскую область, где высокопоставленные руководители обсуждали в том числе и проблемы браконьерства. Незаконный промысел, как известно, изрядно проредил стада осетровых в Волге и в российской части Каспийского моря, и сейчас власти пытаются хоть как-то переломить ситуацию.

Другой, вопрос, что кошельком россияне «голосуют» иначе. Как показал опрос «Ромир», 83% россиян не покупали черную икру в последние два года. Причем более двух третей опрошенных (68%) заявили, что их останавливает в первую очередь ее стоимость. Еще 9% респондентов, относящихся преимущественно к высокообеспеченной группе населения, посетовали на плохое качество икры, а 6% испугались иметь дело с нелегальным товаром или сознательно не пошли на откровенно криминальную покупку. Все это свидетельствует скорее о том, что такую меру, как полный мораторий на лов осетровых, в том числе и для официальных рыбацких артелей, и запрет на продажу икры, россияне поддержат вынуждено, не принимая проблемы ихтиологов близко к сердцу.

Вообще в беседах с социологами наши соотечественники продемонстрировали явно «желудочное» мышление. На вопрос «Что для вас черная икра?» самым распространенным (33%) был ответ: «Продукт, полезный для здоровья». Понятно, что чаще всего так отвечали жители «икорного края» -- Южного федерального округа и Поволжья, а также более обеспеченные россияне, живущие в мегаполисах. Словом, те, кто периодически может себе позволить такую закуску. Примечательно, что полезным продуктом считают икру и те, кто полагает, что в последние годы ее качество на российском рынке значительно ухудшилось. В свою очередь непозволительной роскошью назвали черную икру 30% наших соотечественников, в основном селяне и пенсионеры.

Опрос «Ромир», в котором было задействовано более 1600 респондентов, выявил и еще одну немаловажную деталь, которая свидетельствует, что Россия, похоже, потеряла еще один из своих исторических символов. Осетровая икра в сознании наших сограждан перестала быть гордостью великороссов. Только 15% респондентов полагают, что сегодня ее можно назвать русским национальным продуктом. И даже атрибутом богатого стола, свидетельствующего о благосостоянии хозяина, икру считает только 22% респондентов.

Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ