|
|
N°14, 28 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
У российской обуви один конкурент -- Китай
Потому что делать качественные ботинки мы так и не научились
Обувной рынок России, по мнению сотрудников Национального обувного союза, в настоящее время относительно насыщен. Однако структура рынка выглядит весьма плачевно.
Согласно данным Госкомстата РФ, обувь выпускается на 260 крупных и средних предприятиях, причем около 90% общего объема производства обуви выпускает 50 обувных компаний. В 2000 году производственные мощности обувной промышленности использовались на 23% (для сравнения -- в 1998-м на 14%).
Насыщение российского рынка обуви на 70--80% происходит за счет импорта. Наибольший объем поставок приходится на страны Юго-Восточной Азии. Значительная доля товаров из этих стран низкого качества и ввозится по заниженным ценам. Крупнейшим поставщиком обуви остается Китай.
По данным Национального обувного союза, в 2000 году производство обуви в России составило 33 млн пар, организованный импорт -- 12 млн пар, а потребление -- 197 млн пар. Более 100 млн пар обуви было доставлено в страну контрабандой из стран Юго-Восточной Азии.
В первую очередь в этой ситуации страдают отечественные товаропроизводители, так как ввозимая контрабандным путем обувь значительно дешевле обуви российских обувных предприятий, что создает неравные условия для конкуренции. Обувщики очень обеспокоены мощным давлением со стороны организованных структур контрабандистов. Рынок особенно страдает от системы так называемых карго-перевозок. По мнению обувщиков, "карго" -- это почти легальный вид контрабанды. Огромные партии обуви ввозятся в страну под видом некоммерческих. Этой уловкой часто пользуются специально созданные коммерческие фирмы, которые берут у челноков доверенности на ввоз обуви, но в последствии эта обувь продается оптом в магазины и на рынки. К тому же в декларации чаще всего указываются дешевые товары: клей, ластики, шнурки и т.п., а обувь упоминается в количестве нескольких пар. По данным Обувного союза, только на обуви бюджет недосчитался в позапрошлом году 462 млн долларов. Итоги 2001 года пока не подведены, но, судя по всему, потери будут немногим меньше. Единственный «плюс» подобной системы состоит в том, что отсутствие таможенных сборов делает эту и так дешевую контрабандную обувь доступной даже малообеспеченным слоям населения.
За последние годы значительно сократились не только объемы производства обуви, но и объемы продаж. По подсчетам Госкомстата, в 2000 году россиянами было приобретено всего 197 млн пар (в среднем до 1990 года россияне покупали 800 млн пар обуви).
Самой популярной и качественной во всем мире считается итальянская обувь, чуть хуже немецкая и испанская. При этом российские обувщики не считают западных производителей обуви своими прямыми конкурентами. Дело в том, что собственных передовых технологий в обувной отрасли у России почти нет. Существует сильное отставание в компьютерном моделировании обуви, нет многих компонентов и материалов, почти не производятся каблуки и колодки. Таким образом, на сегодняшний день в России почти не производят высококачественной и модельной обуви. Характерно, что объемы экспорта российской обуви ввиду ее низкой конкурентоспособности невелики, его доля в настоящее время не превышает 8%.
Поэтому большинство обувщиков не сопротивлялось снижению ввозной пошлины на обувь. До 2001 года ввоз в Россию обуви облагался пошлиной в размере 20%. Кроме того, импортеры должны были платить 1--2 евро за каждую пару обуви плюс НДС. В результате наценка автоматически поднималась почти на 45% плюс 1--2 евро за пару, что делало качественный и легальный импорт практически неконкурентоспособным.
С января 2001 года правительство снизило ставку таможенной пошлины до 15% плюс 0,7--1,4 евро за пару. Теневой импорт немного сократился, и это сразу привело к увеличению доходов государства от импорта обуви в 2,5 раза. В этом году ожидается дальнейшее снижение пошлин.
Мнение обувщиков по поводу снижения пошлин разделились. Те, кто пытается делать качественную обувь и нуждается в иностранных комплектующих, поддерживают эти инициативы. Против снижения пошлин выступают производители обуви низкого класса. Для них рост объемов производства обуви возможен только при ограничении импорта. В качестве компромиссного решения предлагается квотировать ввоз обуви, так, как это делается в Германии, где ввоз обуви ограничен 900 тысячами пар в год.
подготовила Екатерина САШЕНКО