|
|
N°189, 16 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Один из друзей Оушена
Dean Martin. Forever Cool (Capitol)
Певец Дин Мартин (1917--1995) -- легенда американской эстрады, «король крутости» и член «Крысиной стайки», актерско-музыкантской тусы, в которую входили также Фрэнк Синатра и Сэмми Дэвис. Эти Rat Pack, ребята крутые и веселые, изысканные и опасные, -- душа масскульта Америки. Качественного масскульта, классики («старые» «Одиннадцать друзей Оушена» -- это они). У нас же они, за исключением Синатры, достояние эстетствующих снобов (но это как раз нормально -- в моем советском детстве жвачку считали деликатесом, а в мое перестроечное отрочество «Макдоналдс» считали рестораном.)
Короче, данный альбом -- привычная штука для Америки, и американцы вольны критиковать такой проект сколько угодно. «Все певцы стараются изо всех сил там, где Дину достаточно просто рот открывать», -- говорят критики. Может, так оно и есть -- местами, но в просветительских целях это штука полезная. Авось благодаря Робби Уильямсу, артисту Кевину Спейси и Шарлю Азнавуру у нас Дина Мартина полюбят, как в Штатах.
Проект безупречно выполнен. С конца 90-х, когда Натали Коул спела «Незабвенное» со своим покойным отцом, Натом Коулом, запустив моду на такую вот несколько насильственную техногенную связь времен, эта самая связь времен стала вроде связи телефонной -- делом техники. То есть опылять кого хочешь чем хочешь научились уже просто виртуозно (см. новодельный Love от The Beatles, новодельный же дуэт Рэя Чарлза с оркестром Каунта Бейси). Продюсировать -- тоже: альбом Forever Cool апеллирует к любителям любой попсы. Хотите чего-то европейского -- вот вам итальянец Тициано Ферро (Arrivederci Roma), любите smooth-jazz -- вот вам трубач Крис Ботти (I've Grown Accustomed to Her Face) и саксофонист Дейв Коц (Just in Time), современный соул и аренби -- от Джосс Стоун. Все лучшие, все достойнейшие... Кстати, Джосс Стоун здесь особенно блещет: барышня очень тонко поет «под старину», откуда-то в ее юном мощном голосе появился такой несовременный приятный «дымок». А вот, например, Робби Уильямс не вписывается в это дело ну совсем. И вообще, если бы этот до мозга костей человек девяностых перестал бы покушаться на ретрожанры ("лондонец Уильямс, не выпендривайтесь, слушайте ваш любимый Oasis"), благодарное человечество ему бы поставило памятник.
Darren Hayes. This Delicate Thing We've Made (Suma/Powdered Sugar)
Экс-вокалиста австралийского поп-дуэта Savage Garden, сладкоголосого Дарена Хейса, кажется, совсем занесло. Я не имею в виду его нашумевший брак с интересным мужчиной (до чего ни одному нормальному человеку, в том числе досужим меломанам, дела нет и быть не может), я имею в виду творчество. На своем первом сольном альбоме Дарен отличался от Savage Garden только тем, что волосы перекрасил, но уже на втором альбоме радикально сменил музыкальную стилистику; The Tension and the Spark предвосхитил моду на захватывающие мелодичные песни, исполненные в перепродюсированном аналоговом звуке со всяческими звуковыми фокусами. Мне лично The Tension and the Spark ужасно нравился, при том, что восхищения группой Savage Garden (этой эпигонской смеси Майкл Джексон плюс Roxette) я никогда не разделял.
На новом альбоме Хейс пошел еще дальше, просто-таки пустился во все тяжкие. Для начала бросил свой мейджор-лейбл Sony/BMG и выпустил альбом на собственном лейбле, без контроля со стороны кого бы то ни было. Подобная свобода иногда приводит к потрясающему результату, но чаще всего -- к средненькому. А во-вторых, альбом двойной -- понятно, мейджор, может быть, вообще не стал бы выпускать столько материала сразу, и это не проблема нашего времени, «двойники» всегда были больной темой для рекорд-бизнеса. Про каждый более или менее заметный двойной альбом известно, что он "утверждался" рекорд-компанией не без проблем (принцип «от сокращения материал только выигрывает» коснулся всех, от «Белого альбома» The Beatles и «Стены» Pink Floyd до Use Your Illusion Guns'n'Roses и последнего опуса Кристины Агилеры).
Г-н Хейс породил монстра. Основная линия -- притягательные мелодии, хитрый фантазийный звук, аналоговая электроника, все это сохранено и приумножено. Последнее-то как раз и плохо. Двадцать четыре (!) песни по большому счету мало того что достаточно однотипные, так еще и заряженные какой-то энергией безумного сопротивления (чему?). Нет, работа мощная, перфекционистская. Дарен, например, играет на клавишах 80-х, каком-то музейном экспонате, и «винтажный» звук хорошо прослушивается. Дарен, и без того вокалист изрядный («Майкл Джексон 90-х»), здесь голосит просто ультразвуком. Диск открывается многообещающим звуковым пейзажем Fear of Falling Under. Who Would Have Thought -- среднетемповая баллада в лучших традициях Savage Garden, скажем так, чтобы не называть это дело автоплагиатом. А наиболее заводная песенка, Lucky Town, засунута куда-то ближе к финалу. Остальное -- бледные, плохо запоминающиеся вокальные экзерсисы вроде I Just Want You to Love Me. Банальные, как и их название. Хозяин -- барин; мейджор-лейбл такое бы выпустил исключительно на би-сайде. А инди-лейбл вообще бы не стал выпускать.
Siouxsie. Mantaray (Decca)
Дама по прозвищу Сюзи (которую у нас все равно все называют Сьюкси, хоть ты кол на голове теши) -- духовная мать всех «готов», но если и не всех «готов», то уж точно всех «готишных» девчонок. Ее группа Siouxsie & the Banshees вошла в историю как удивительный пример отвязного и эпатажного панка, ставшего отличной, респектабельной, но живой поп-музыкой. Замечательная вокалистка с маняще-замогильным голосом в свои года записывает первый сольный альбом, Mantaray, который не хуже и не лучше творений предыдущих проектов г-жи Сюзен Дженнет Беллион (т.е. Siouxsie & the Banshees или The Creatures), а просто хорош сам по себе. От первых треков Into the Swan и About to Happen хочется прыгать до потолка, а вкрадчивый заход в Here Comes the Day пробуждает воспоминания о старом хите Banshees -- Face to Face. Более медленные и мрачные -- Loveless и If it doesn't Kill You с неожиданным фортепиано. Что еще сказать? Прекрасный прозрачный звук от продюсеров Стива Эванса (работал с Робертом Плантом) и Чарли Джонса, работавшего с дуэтом Goldfrapp. Всем любителям качественной и не карамельной поп-музыки настоятельно рекомендуется.
Александр БЕЛЯЕВ