Время новостей
     N°189, 16 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.10.2007
«Транснефть» в безопасности
Государственную трубопроводную монополию возглавил Николай Токарев
«Транснефть» вчера объявила, что ее президентом избран Николай Токарев -- теперь уже бывший руководитель «Зарубежнефти». Его кандидатура была одобрена 12 октября собранием акционеров трубопроводной монополии, функции которого исполняет «Росимущество» (так как 100% голосующих акций находятся в собственности государства). Г-н Токарев считается соратником Владимира Путина, так как работал с ним в дрезденской резидентуре. Однако его назначение вряд ли можно связывать только с этим биографическим фактом. Г-н Токарев в 1999--2000 гг. был вице-президентом «Транснефти» и курировал внешнеэкономическую и информационно-аналитическую деятельность, поэтому компания ему знакома. Эксперты считают, что таких прорывов в работе монополии, каких добился прежний президент Семен Вайншток (начало реализации проекта «Восточная Сибирь -- Тихий океан», «перемычка» в обход Украины Суходольная--Родионовская и ряд других), г-ну Токареву добиться вряд ли удастся. Его основная задача на посту главы «Транснефти» -- удержать взятый г-ном Вайнштоком темп строительства и при этом удержать финансовые показатели на достаточно высоком уровне.

Г-н Вайншток, который руководил «Транснефтью» с 2000 года и которого в сентябре Владимир Путин назначил главой корпорации по строительству олимпийских объектов в Сочи, отличался тем, что сумел придать импульс работе трубопроводной монополии. В результате появился профицит экспортных мощностей, началась реализация крупных проектов. А весной государство решило объединить «Транснефть» и «Транснефтепродукт», и техническую работу по слиянию г-н Вайншток в большей части успел выполнить.

Таким образом, г-ну Токареву прежде всего придется заняться уже интеграцией бизнеса этих двух госмонополий. И прежде всего, отмечает аналитик «Тройки Диалога» Валерий Нестеров, новый руководитель «Транснефти» должен будет добиться синергетического эффекта от объединения компаний. Что сделать будет весьма непросто, так как у этих структур по многим направлениям противоположные интересы.

Кроме того, отмечает аналитик, среди стоящих перед г-ном Токаревым задач -- сохранение темпов строительства нефтепровода «Восточная Сибирь -- Тихий океан». Ведь, как известно, даже небольшая заминка в работах приводит к удорожанию всего проекта на миллиарды долларов. «А там есть проблемы с техникой, с кадрами, и их тоже нужно срочно решать», -- говорит г-н Нестеров.

Г-ну Токареву придется заниматься и политикой. «Транснефти» было поручено форсировать проект Бургас--Александруполис, который должен заполняться каспийской нефтью, в то время как сейчас страны прикаспийского региона весьма активно стали обсуждать альтернативный маршрут -- продление нефтепровода Одесса--Броды до Гданьска в обход России. На недавнем энергосаммите в Вильнюсе даже было подписано соглашение об учреждении совместного предприятия для проектирования и прокладки нефтепровода. Понятно, что если этот проект будет реализован, то целесообразность проекта Бургас--Александруполис может оказаться весьма сомнительной. Впрочем, отмечает г-н Нестеров, если тем не менее будут реализованы оба проекта, то профицит экспортных мощностей увеличится, а это в глобальном смысле положительно скажется на трубопроводной отрасли в целом.

Еще один крупный политический вопрос «Транснефти» -- это реконструкция «северной» ветки нефтепровода «Дружба», которая идет из Брянской области в направлении Литвы. Она уже почти год не функционирует из-за аварии, при этом ремонтные работы весьма сильно затягиваются. Одновременно, как известно, происходила продажа литовского Mazeikiu Nafta: он в итоге достался польской PKN Orlen, в то время как многие крупные российские нефтяные компании (в том числе «Роснефть» и ЛУКОЙЛ) были бы не прочь приобрести этот завод. Связаны ли эти два события, история умалчивает, однако до сих пор поставки российской нефти по трубопроводу туда не осуществляются. Рано или поздно, конечно, поставки возобновятся, полагает г-н Нестеров, однако очевидно, что они вряд ли будут происходить на сугубо конкурентных условиях.

В общем, подводит итог эксперт, г-н Токарев приходит в «Транснефть» в непростое для нее время, и именно ему предстоит добиться существенного расширения ее деятельности. От того, как он сумеет справиться с этой задачей, очевидно, зависит его дальнейшая карьера -- ведь многие уверены в том, что г-н Токарев через пять-семь лет будет готов возглавить одну из крупнейших к тому времени государственных нефтяных компаний.

Иван ГОРДЕЕВ