|
|
N°14, 28 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Случайная дата
День основания советской армии -- 28 января
Мужское население России впервые в этом году сможет в полной мере насладиться «мужским праздником». Согласно новому Трудовому кодексу, 23 февраля -- День защитника Отечества -- стал выходным.
Раньше этот праздник назывался Днем рождения Советской армии. Однако настоящие именины случились не 23 февраля 1918 года, а почти месяцем раньше. «Приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и труднообъяснимый характер и не совпадает с историческими датами», -- писал нарком обороны Клим Ворошилов.
28 (15 по старому стилю) января 1918 г. Совнарком издал декрет: «Возникла необходимость создания новой армии, которая явится оплотом Советской власти в настоящем, фундаментом для замены постоянной армии всенародным вооружением в ближайшем будущем и послужит поддержкой для грядущей социалистической революции в Европе... Совет Народных Комиссаров постановляет организовать новую армию под названием «Рабоче-Крестьянская Красная Армия» на следующих основаниях: создается из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся масс. Доступ в ее ряды открыт для всех граждан Российской Республики не моложе 18 лет. В Красную Армию поступает каждый, кто готов отдать свои силы, свою жизнь для защиты завоеваний Октябрьской революции, власти Советов и социализма. Для вступления в ряды Красной Армии необходимы рекомендации... При вступлении целыми частями требуется круговая порука всех и поименное голосование.
Непосредственное руководство и управление армией сосредоточено в особой Всероссийской коллегии».
Первоначально за создание новой армии взялись офицеры и генералы царской армии. Они стали формировать немногочисленные, но хорошо оснащенные и маневренные части, способные вести арьергардные бои против австро-германских войск и боевые действия на разгоравшейся гражданской войне. Так, формировавшийся в Петрограде первый корпус Красной армии состоял из десяти отдельных пехотных батальонов, кавалерийского и пулеметного полков, артиллерийской бригады и бронечастей. К середине февраля, когда немцы, неудовлетворенные условиями перемирия, перешли в наступление, численность корпуса не превышала 15 тысяч человек.
Тогда же нарком по военным делам Павел Дыбенко решил научить красноармейцев и старых офицеров воевать за революцию и сам отправился на Нарвский участок с матросским отрядом. Генерал Михаил Бонч-Бруевич, служивший в Красной армии, вспоминал: «Когда я увидел, как моряки цепляют к платформе с броневиком цистерну со спиртом, я понял, что боевая ценность отряда будет невелика». Так оно и оказалось: моряки побежали после первых неприятельских залпов. Восстанавливать положение отправили еще одного недавнего генерала -- Дмитрия Парского. Обиженный Дыбенко отослал телеграмму в столицу: возвращаюсь в Петроград, «командование участком сдал его превосходительству генералу Парскому».
23 февраля Ленин, выступая на заседании ВЦИК, сказал: «Советская власть должна констатировать полную невозможность сопротивления германцам. Нам встали коленом на грудь». А 25 февраля газета «Правда» опубликовала его статью «Тяжелый, но необходимый урок»: «Мы имеем мучительно-позорные сообщения об отказе защищать даже нарвскую линию, о неисполнении приказа уничтожить все при отступлении, не говоря уже о бегстве, хаосе, близорукости и разгильдяйстве».
Однако днем рождения Советской армии все-таки привыкли считать 23 февраля.
Павел АПТЕКАРЬ