Вчера премьер-министр Виктор Зубков провел 21-е заседание
Консультативного совета по иностранным инвестициям в Москве и первое -- как его председатель. Претендующий на харизматичность образ премьера-социалиста новый глава кабинета министров перед представителями "иностранной буржуазии" эксплуатировать не стал.
«Мы не рассматриваем иностранные инвестиции как дополнительные ресурсы», -- заявил г-н Зубков. Мол, не думаем за ваш счет поправить свои дела. Однако как достижение отметил масштабы притока капитала: «60,3 млрд долл. в первом полугодии, что в три раза больше, чем в прошлом году». «Главным вызовом российской экономике» премьер назвал неразвитую инфраструктуру.
В ответ члены КСИИ -- иностранные инвесторы перечислили без утайки «вызовы российских властей западному капиталу». Начиная со скверного имиджа России в целом и закачивая конкретными необоснованными претензиями налоговых органов.
По словам сопредседателя рабочей группы КСИИ по улучшению имиджа, вице-президента компании «Юнилевер» Антуана де Сант-Аффрик, многие потенциальные инвесторы негативно воспринимают происходящее в России в последнее время. Было проведено исследование и опрошены представители 160 компаний, треть которых сейчас в России не работает. Все они оказались «озабочены отрицательным описанием в прессе имиджа России». Плюс уровнем коррупции и бюрократии. Г-н де Сант-Аффрик среди проблем перечислил также «сложность налоговых вопросов», «непредсказуемость правовых нормативов», региональные бюрократические барьеры. Но оптимистично призвал «побороть разрыв по взглядах инвесторов, которые, несмотря ни на что, вкладываются в Россию, и тех, кто не решается».
Сопредседатель имиджевой группы с российской стороны, заместитель министра экономического развития Кирилл Андросов (министр Эльвира Набиуллина в командировке в Германии) заявил, что, согласно мониторингу его ведомства, «82% присутствующих на отечественном рынке компаний заинтересованы в наращивании своей активности у нас».
Среди заинтересованных выделилось две группы особо недовольных инвесторов. И сферы недовольства тоже две: налоговая политика и использование природных ресурсов. Президент подразделения германской БАСФ АГ Вольфганг Бюхеле отметил, что российские налоговые власти ведут себя «агрессивно по отношению к добропорядочному налогоплательщику». И привел пример. По его мнению, налоговые власти поставили под сомнение понимание кризиса 1998 года. Компании терпели огромные убытки, и потому налоговые платежи были отложены. Теперь же налоговики вспомнили о тех неуплатах и затребовали документацию за десять лет, хотя практика требует сохранения отчетности лишь за три года. Заместитель министра финансов Сергей Шаталов наличие конфликта интересов признал, согласился, что он требует разрешения, и в разговоре с корреспондентом «Времени новостей» обещал подумать. «Мы эту тему обязательно закроем. Независимо от того, кто перед нами -- россияне или иностранцы», -- добавил он.
Была подтверждена проблема с возвратом НДС. Но Россия здесь, судя по всему, не спешит перенимать европейский опыт и пойдет своим путем.
Не очень верят участники рынка в снятие преград для западных частных пенсионных компаний. В России никто не собирается их уравнивать в правах с отечественными пенсионными фондами, имеющими огромный административный ресурс. Речь прежде всего о фондах естественных монополий.
Самым резким оказалось выступление президента «Экссон Мобил Девелопмент Кампани» Нила Даффина. Он много говорил про новый закон «О недрах». «Мы не знаем, какая версия закона сейчас обсуждается, -- признался он. -- Но мы понимаем, что речь идет о запрете допуска прямого иностранного участия к стратегическим месторождениям. Но для начала мы хотели бы увидеть текст поправок в закон, чтобы Министерство природных ресурсов нам их предоставило. Мы хотели бы продлить лицензии и не прекращать их досрочно».
Однако заместитель министра природных ресурсов Анатолий Темкин пообещал сделать все ровно наоборот. Он заявил, что в Европе и США в сфере природных ресурсов давно действует идеология «приоритета собственных интересов». А потому допуск иностранцев к недрам будет ограничен настолько, насколько возможно. Что касается сроков окончания неизвестности правил игры, здесь г-н Темкин был более оптимистичен. В ноябре все прояснится по лицензиям. А про поправки в закон чиновник загадочно сказал, что их «пакет в настоящее время в завершающей стадии». Так что ждать «стратегических отлучений» от недр иностранцам, видимо, осталось недолго.