|
|
N°138, 03 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Есть контракт
Операция по подъему тел моряков с «Курска» должна начаться 18 октября
Контракт с норвежскими подводниками наконец-то подписан. Вчера во второй половине дня на пресс-конференции в Санкт-Петербурге представители Центрального конструкторского бюро морских технологий «Рубин» заявили, что компания Stolt Offshore, специалисты которой в августе привлекались для работ на «Курске», в предстоящей операции задействована не будет, и назвали своего нового партнера -- норвежское представительство американской фирмы Halliburton AS.
Как заявил корреспонденту газеты «Время новостей» шеф отдела информации компании Бергер Харрельсэйд, главное направление деятельности Halliburton AS -- подводные работы, связанные с нефтегазовым сектором в Северном море. Однако, помимо прокладки труб по морскому дну, компания участвовала и в других глубоководных работах, например привлекалась для обследования затонувшего в 1994 году парома «Эстония».
По словам г-на Харрельсэйда, Halliburton AS не считает себя конкурентом Stolt Offshore, владельцы которой, как уверяют российские эксперты, запросили за свои услуги слишком большие деньги. Условия, предложенные Halliburton, оказались более приемлемыми. Как сообщил вчера на пресс-конференции генеральный конструктор "Рубина" Игорь Спасский, эта фирма готова сотрудничать за вдвое меньшую сумму. Но сама стоимость контракта по-прежнему не разглашается. Известно лишь, что накануне его подписания председатель правительства Михаил Касьянов на совместной пресс-конференции с норвежским премьер-министром Йенсом Столтенбергом гарантировал, что российское правительство профинансирует контракт на условиях, согласованных с российскими военными.
Между тем сама компания Stolt Offshore, как стало известно из источников, близких к ее руководству, глубоко разочарована результатами сотрудничества с россиянами. И дело не столько в том, что российская сторона в итоге предпочла конкурирующую фирму, сколько формой, в которой это было сделано. Компания уже предоставила российской стороне так называемый предпроект, в котором излагала свои предложения по работам, и тот факт, что в этот момент «Рубин» выбрал другого подрядчика, Stolt Offshore считает нарушением бизнес-этики. «Россияне многому у нас научились», -- дипломатически выразилась об этом глава пресс-службы компании Бенте Бьярхейм в интервью газете «Время новостей».
Кстати, не теряет надежды получить отдельный контракт и еще одна норвежская фирма -- Global Tool Management AS, которая занимается эксплуатацией дистанционно управляемых глубоководных аппаратов. По словам главы фирмы Харальда Рамфьорда, Global Tool, в частности, предлагает «Рубину» оригинальный способ проникновения внутрь лодки.
В ЦКБ «Рубин» уверяют, что российские специалисты самостоятельно завершили работу над пакетом документов по организации подъема тел: схемы движения водолазов по лодке, очередность и график погружений. Ранее заместитель директора НИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ Министерства обороны Виктор Илюхин заявил, что российские водолазы готовы к проведению заключительного этапа тренировок -- выработки единой системы общения между норвежскими и российскими специалистами. Для участия в подводной операции отобрано 15 российских водолазов, которые последние две недели усиленно тренировались в специальных комплексах, имитирующих условия 100-метровой глубины. 12 из них войдут в основной состав международной группы, еще трое останутся в резерве.
Академик Спасский назвал вчера и предположительную дату начала работ -- 18 октября. Уже в ближайшие дни после подписания документа российские специалисты должны вылететь на одну из тренировочных баз в Норвегии.
Петр ШУМЕЙКО, Осло, Ирина БЕЛАШЕВА