Вчера
в Пекине открылся XVII съезд Компартии Китая (КПК), знаменующий середину правления нынешнего партийно-государственного лидера 64-летнего Ху Цзиньтао. Общенациональные съезды КПК проходят раз в пять лет. На предыдущем форуме в 2002 году Ху получил высшую партийную власть, а еще через пять лет, в 2012-м, ему придется передать полномочия преемнику.
В течение двух с половиной часов 2200 делегатов съезда слушали доклад генсека ЦК КПК, посвященный социально-экономической политике партии. Ху подробно рассказал про новые партийные лозунги -- «гармоничное общество» и «научный взгляд на развитие». КПК решила отказаться от курса на поддержание высоких темпов экономического развития любой ценой, уделив больше внимания охране окружающей среды, сбережению ресурсов и предотвращению чрезмерной имущественной поляризации в обществе. Партия обещала заняться решением проблем образования, создать общедоступную систему медицинского и пенсионного страхования. «Без научного развития не может быть социальной гармонии, без социальной гармонии трудно обеспечить социальное развитие», -- провозгласил генсек.
Ху Цзиньтао обещал продолжать политическую реформу и расширять «народную демократию». Вместе с тем он намерен «строго отстаивать роль партии как руководящего ядра». Примечательной инициативой, озвученной с трибуны съезда, стало предложение Тайваню заключить мирный договор с условием предварительного признания принципа «одного Китая». Однако Тайбэй немедленно отверг это предложение, сославшись на «недемократический» характер политики Пекина.
«Гармоничное общество» и «научный взгляд на развитие» будут включены на съезде в обновленную редакцию партийного устава, что возвысит статус этих лозунгов до уровня канонической идеологии КПК наряду с марксизмом и идеями Мао Цзэдуна. Заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев заметил «Времени новостей», что этот шаг призван «не дать расползтись по швам монолитному партийному консенсусу». Эксперт отмечает, что съезд происходит на фоне «растущей поляризации взглядов различных крыльев руководства партии и околопартийной интеллигенции. С одной стороны, «новые левые» требуют социальной справедливости, с другой -- правые и значительная часть центристов призывают следовать по пути реформ и еще сильнее открыть Китай процессам глобализации». Одновременно, полагает собеседник «ВН», исправление устава превращается «в дополнительный фактор укрепления позиций Ху и его соратников в условиях предстоящей борьбы за наследование власти».
Ожидается, что по итогам съезда в постоянный комитет политбюро ЦК КПК, состоящий из девяти человек, войдут четыре новые фигуры. Официально имена предложенных кандидатов пока неизвестны, но один из них, скорее всего, станет преемником Ху в 2012 году. В Китае эта тема открытому обсуждению не подлежит, однако в зарубежные СМИ список уже просочился.
Повышения ждет Хэ Гоцян -- 64-летний технократ, возглавляющий ныне орготдел ЦК КПК и отвечающий за кадровые назначения. Второй кандидат -- его ровесник, министр общественной безопасности КНР Чжоу Юнкан, занимающийся обеспечением стабильности в Поднебесной. Это функционеры-тяжеловесы, которые смогут оказать влияние на внутриполитические процессы в ближайшие пять лет. Но титул преемника к ним неприменим из-за возраста -- к следующему съезду они приблизятся к 70-летию, что закроет им путь к занятию руководящего поста.
Есть еще два партийных функционера, для которых кресло в постоянном комитете политбюро может стать трамплином к высшим постам в партии и государстве. Один из них -- 52-летний Ли Кэцян, возглавляющий партийную организацию провинции Ляонин. Он окончил юрфак Пекинского университета в 1982 году, а в 1990-е получил степень по экономике. В студенческие годы он близко общался с диссидентски настроенной молодежью, в 1980-е был высокопоставленным функционером китайского комсомола под началом Ху Цзиньтао. Эксперты отмечают, что в качестве партийного руководителя провинциального уровня Ли Кэцян не добился выдающихся успехов и его возвышение стало возможным лишь благодаря поддержке со стороны Ху.
Второй кандидат в преемники -- 54-летний секретарь шанхайского горкома Си Цзиньпин. Он относится к когорте китайских «принцев» -- занимающих высокое положение детей известных руководителей. Его отец Си Чжунсюнь участвовал в революционной борьбе еще в 1920-е годы, в 80-е, в годы реформ, он выступил одним из инициаторов создания свободных экономических зон. Си Цзиньпин учился на инженера в Пекине в Университете Цинхуа (это альма-матер Ху Цзиньтао), потом занялся изучением права. Он женат на известной певице Пэн Лиюань, чья слава затмевает административные успехи мужа.
Партия доверяет Си самые деликатные участки работы. В 2000 году его назначили губернатором приморской провинции Фуцзянь после масштабного коррупционного скандала, когда в тюрьму попали многие местные чиновники. В 2002-м он стал партийным руководителем процветающей провинции Чжэцзян, а в марте этого года его послали на работу в Шанхай. Его предшественник Чэнь Лянъюй, руководитель шанхайского горкома и член политбюро ЦК КПК, осенью 2006 года был снят со всех постов после обвинений в коррупции и хищениях. Как раз накануне съезда Чэня демонстративно исключили из партии.
Западные эксперты полагают, что грамотный управленец Си Цзиньпин является главным претендентом на титул преемника. Если на сессии парламента в марте 2008 года Си займет освобождающийся пост заместителя председателя КНР, это будет важное подтверждение его грядущего возвышения. В этом случае Ли Кэцяну в 2012 году придется довольствоваться постом премьера.
Для России возвышение Ли и Си будет связано с приходом к власти нового поколения, уже не помнящего о «великой дружбе» КНР и СССР и не испытавшего на себе влияния советской и российской культуры. Эти люди сформировались под влиянием западных идей. Юрист Ли Кэцян в юности изучал западное конституционное право и переводил с английского книгу известного британского судьи Альфреда Деннинга. А нынешний министр финансов США Генри Полсон считает Си Цзиньпина своим другом и высоко отзывается о его управленческих способностях.