Правление Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в минувшую пятницу подтвердило намерение начать в 2008 году серийный выпуск
самолета Ан-148 на Воронежском акционерном самолетостроительном объединении (ВАСО) в соответствии с ранее принятым графиком. В распространенном по итогам заседания заявлении говорится, что правление «рассмотрело и одобрило комплекс мероприятий», обеспечивающих
реализацию этого совместного российско-украинского проекта. Между тем на Украине российская производственная программа Ан-148 стала инструментом борьбы за контроль над активами местной авиастроительной промышленности, и это может создать ОАК непредвиденные трудности с проектом. ОАК, как вчера заявил «Времени новостей» ее представитель, «в курсе того, что происходит вокруг Ан-148 на Украине, но не считает своевременным высказывать свою позицию по этому поводу».
Видимая часть схватки на Украине происходит в основном вокруг кресла генерального конструктора киевского Авиационного научно-технического комплекса (АНТК) им. Антонова, которое с 2005 года занимает Дмитрий Кива. Учитывая стратегический характер отрасли, большая часть документов, отражающих ход борьбы, не публикуется. Однако, по неофициальным сведениям из украинских СМИ, летом этого года Главное контрольно-ревизионное управление (ГлавКРУ) Украины при правительстве страны проверило хозяйственную деятельность АНТК в 2005--2007 годах и обнаружило серьезные нарушения. Оно рекомендовало правительству сменить руководство этого государственного предприятия, так как среди нарушений, по тем же неофициальным сведениям, фигурировало выведение средств за рубеж, якобы совершенное руководством АНТК путем передачи на ВАСО проектной документации Ан-148 по необоснованно заниженным ценам.
Нежелательные для менеджмента АНТК оргвыводы, вытекающие из этого акта, были заблокированы в судебном порядке. По иску трудового коллектива АНТК Голосеевский суд Киева вынес определение, запрещающее министерству промышленной политики Украины и концерну «Авиация Украины» (в который АНТК входит с марта этого года) увольнять г-на Киву на основании проверки ГлавКРУ.
Параллельно развивается еще более засекреченный сюжет о неких изменениях в устав АНТК, которых никто пока не видел, но запрета на которые руководство АНТК на всякий случай уже добилось в другом суде Киева -- Соломенском. В сентябре первый вице-премьер-министр, министр финансов Украины Николай Азаров дважды писал министру промышленной политики Анатолию Головко и председателю правления «Авиации Украины» Олегу Шевченко письма с требованием сменить руководство АНТК и оба раза получил отказ со ссылкой на вышеуказанное определение суда. Сведения об этих письмах также неофициальны. По версии самого г-на Азарова, высказанной им журналистам 25 сентября, он писал г-ну Головко не по поводу увольнения действующего генконструктора, а лишь обращал внимание отраслевого министра на необходимость создания в АНТК перспективного научно-технического задела. «Нам необходимо, чтобы АНТК им. Антонова не занимался «проеданием старого багажа» в лице Ан-148, который мы выводим на серию, а чтобы в портфеле этого известнейшего конструкторского бюро было по меньшей мере несколько разработок, которые могли бы заменить Ан-148 через три-четыре года», -- сказал г-н Азаров. Как бы то ни было, в этом заявлении Ан-148 фигурирует не в качестве достижения и приоритетного направления работы, а скорее в контексте претензий к руководству АНТК со стороны правительства Украины.
Между тем в производственной программе российской ОАК предусмотрен до 2012 года выпуск в Воронеже 96 самолетов Ан-148. Первые четыре из них должны быть собраны в 2008 году, в 2009-м -- еще 12, в 2010-м -- 18 и так далее. После 2012 года предприятие рассчитывает выпускать по 36 Ан-148 ежегодно. «Все необходимые вопросы финансирования, подготовки производства и серийного выпуска на ВАСО будут обеспечены в соответствии с ранее утвержденными планами, -- заявила ОАК по итогам заседания правления в пятницу. -- Соглашения с авиастроительными компаниями Украины, заключенные ранее по данному проекту, будут безусловно исполнены предприятиями ОАО».
Пресс-секретарь АНТК Андрей Совенко заявил «Времени новостей» вчера, что передача проектной документации Ан-148 в Воронеж оговорена российско-украинским межправительственным соглашением 2005 года и еще не завершена. «Работа идет нормально, сроки соблюдаются», -- тем не менее отметил он. Андрей Липовецкий, пресс-секретарь лизинговой компании «Ильюшин финанс Ко», которая является заказчиком производимых на ВАСО Ан-148, заявил, что передача этой документации строго соответствует российско-украинским соглашениям и законам обеих стран.
Источник, знакомый с содержанием этих соглашений, разъяснил «Времени новостей», что могло послужить поводом для обвинений руководства АНТК в передаче этих документов «по дешевке». В процессе налаживания серийного производства, по его словам, соглашение действительно предусматривает чисто символическую оплату документов российской стороной -- «по цене бумажных носителей», как выразился наш собеседник. «Настоящие» деньги за свою интеллектуальную собственность украинская сторона получит после запуска сборочного процесса в виде «роялти» (отчислений) с каждой проданной машины. Однако, по мнению источника, такая схема соответствует практике мирового авиастроения и учитывает интересы обоих партнеров на базе разделения риска.
По прогнозу этого эксперта, борьба за контроль над АНТК продолжится и при новом правительстве Украины, которое формируется сейчас по итогам состоявшихся там парламентских выборов. Соответственно проект Ан-148 может послужить как инструментом, так и жертвой этого процесса.