В Польше в прямом эфире вчера поздно вечером состоялись теледебаты между
председателем либеральной партии «Гражданская платформа» (ГП) Дональдом Туском и экс-президентом Александром Квасьневским, кандидатом в премьеры от левоцентристской коалиции «Левые и демократы» (ЛиД). Полемика оппозиционеров завершила «схватку политических гигантов», которую последние дни транслировали в самое удобное для избирателей время несколько телеканалов и радиостанций.
Накануне досрочных парламентских выборов, намеченных на воскресенье, 21 октября, теледебаты притягивают миллионы зрителей и имеют огромное влияние на электорат.
Как раз убедительная победа в теледебатах, одержанная Дональдом Туском в минувшую пятницу над лидером партии власти «Право и справедливость» (ПиС) премьером Ярославом Качиньским, резко изменила рейтинг предвыборных предпочтений: ГП возглавила гонку, оттеснив на второе место ПиС.
Пан Туск (ему отдали голоса 71% зрителей) умело и наизусть оперировал фактами и цифрами. Он загнал в тупик оппонента вопросами о растущих ценах на продукты и медицину, о небывалом росте эмиграции поляков на заработки. Пригвоздил он премьера и словами о том, что у Польши «за 16 лет самые плохие отношения с Германией и Россией». А когда был поставлен вопрос о возможной коалиции ГП--ПиС и сохранении за Анной Фотыгой поста главы польской дипломатии, Туск мгновенно отозвался: «Не знаю никого, кто, формируя правительство, захотел бы иметь в своем кабинете такого слабого министра иностранных дел».
Для премьера, не допускавшего и мысли о проигрыше, результат дебатов стал настолько неожидан, что он сразу созвал пресс-конференцию, на которой сам себя объявил победителем. А в выходные он поехал в Плоцк открывать мост через Вислу. Но пресловутый мост, построенный к тому же два года назад, был, оказывается, высмеян как нелепость года наградой «Золотой унитаз». Этого противники ПиС не упустили. «Качиньский открыл унитаз», -- заметила депутат от ГП Юлия Питера.
Сейчас власти цепляются за все, что может им помочь устоять. Потребовалась эта избирательная кампания, чтобы после 17 лет замалчивания вспомнить об участниках боя с немецко-фашистскими захватчиками под белорусским селом Ленино 12--13 октября 1943 года. Во время Великой Отечественной войны он стал боевым крещением сформированной в СССР 1-й Польской пехотной дивизии имени Тадеуша Костюшко -- символа братства по оружию. В Польской Народной Республике 12 октября отмечалось как День Войска польского.
Но потом были забыты и павшие под Ленино, и ветераны-костюшковцы, которые вместе с семьями на территории 1-й Варшавской бронетанковой бригады им. Тадеуша Костюшко ежегодно скромно и в узком кругу отмечали каждую годовщину. Политики и историки пытались внушить, что Сталин использовал участие поляков в битве под Ленино как аргумент против польского эмигрантского правительства в Лондоне. А особо нетерпимые называли Войско польское «польскоязычными советскими частями».
Теперь же министр обороны Александр Щигло, обращаясь к ветеранам-костюшковцам, вдруг сказал, что всех воинов надлежит уважать за самоотверженность и пролитую в сражениях за Польшу кровь, независимо от того, как называлась их часть и где она воевала. Но и тут не обошлось без политических игр. Министр заранее предупредил, что
для ветерана Войска польского Войцеха Ярузельского места на торжествах не найдется. Минобороны поспешило пояснить, что речь идет о рядовых солдатах, а не о тех, кто сделал карьеру во времена социализма.
Десять лет назад генерал Ярузельский, особо чтимый ветеранами за мужество, присутствовал при открытии на варшавском кладбище памятника и символической могилы погибших под Ленино. Интересно, если бы в предыдущую предвыборную кампанию 2005-го исполнилось желание Ярослава Качиньского разжаловать генерала Ярузельского, то был бы рядовой Ярузельский приглашен на торжества?
Эти выборы дали повод обсудить и еще одну тему -- личную жизнь Ярослава Качиньского. Появились слухи, что ему, чтобы подтянуть имидж, остается только жениться. У 58-летнего кавалера в отличие от его брата-близнеца президента Леха, закоренелого холостяка, есть пассия -- 50-летняя депутат от ПиС, в прошлом медсестра Иоланта Щипиньская.
Журналисты заговорили о том, что бракосочетание якобы может состояться в субботу, накануне выборов. Это стало бы не только важным шагом в жизни жениха и невесты, но и сильным пиаровским ходом. Ведь в этот день уже будет запрещена всякая предвыборная агитация, но какие же СМИ не заметят такую новоиспеченную супружескую пару?
Однако вчера Ярослав Качиньский в интервью польскому еженедельнику "Впрост" опроверг слухи о женитьбе, хотя и признал связь с Иолантой Щипиньской: "Я очень люблю пани депутата, поскольку это необычайно мужественная женщина. Наше многолетнее знакомство переродилось в сердечную дружбу, но положение холостяка благородно и Богу мило". "Слухи о бракосочетании" премьер назвал "отчаянным приемом оппозиции": "В конце концов скажут: должно было быть бракосочетание, а его нет. Мало того, что Качиньский вводит диктатуру, не имеет водительских прав и напоминает Гомулку и Урбана (деятели социалистической Польши. --
Ред.), так еще и не женится".