Главной задачей российской провинции на новом этапе развития страны должно стать
определение инвестиционных стратегий, прежде всего на уровне крупных экономических районов, заявил вчера президент Владимир Путин в Уфе на заседании Госсовета, посвященном вопросам привлечения инвестиций в регионы. По его словам, это возможность выйти на качественно новый уровень роста. «В современных условиях именно инвестиции способны заметно увеличить объемы валового регионального продукта и существенно пополнить местные бюджеты. И для большинства российских территорий это реальная возможность укрепить конкурентные преимущества», -- заявил президент.
В то же время президент сам обозначил такое количество препятствий на пути инвесторов в российскую глубинку, что их даже боязно туда зазывать, -- начиная от нерасторопности чиновников и заканчивая происками конкурентов, специально распространяющих слухи про сложности работы в России.
«Недоразвитая инфраструктура, неумение сложить усилия регионов и центра, сосредоточив ресурсы на ключевых направлениях, злоупотребления и коррупция, отсутствие практики применения, а подчас и самой правовой базы необходимой -- все это мешает развитию страны, не дает возможности своевременно и оперативно реагировать на то, что происходит на мировых рынках», -- сказал г-н Путин.
Цифры прироста инвестиций на первый взгляд не могут не радовать. По данным главы государства, только за восемь месяцев этого года инвестиции в основной капитал выросли почти на четверть, при этом прямые иностранные инвестиции увеличились в полтора раза.
«Иностранные инвестиции в нефинансовый сектор у нас прирастали в 2006 году на 28,6 млрд долл., а в первом полугодии 2007 года -- уже 24,6 млрд долл. -- это в полтора раза больше, чем в предыдущем году», -- сообщил Владимир Путин. «Это неплохо, казалось бы, неплохо, но по сравнению с другими развивающимися рынками это пока крайне мало», -- подчеркнул президент. Он показал участникам заседания сравнительную таблицу объемов инвестиций в страны Восточной Европы. «Вот таблица, стыдно смотреть, -- заявил президент. -- Объем экономики России, и возьмите объем экономики Венгрии -- сопоставимые цифры. Польша нас обгоняет".
«Современный рост отечественных и зарубежных капиталовложений является лишь своего рода компенсацией за прошлые, недоинвестированные периоды развития России. В целом крупных и долгосрочных инвестпроектов по-прежнему крайне мало», -- считает президент.
Первая лежащая на поверхности причина связана с нехваткой площадок. «Многие перспективные предложения оказываются под угрозой срыва из-за дефицита энергомощностей, из-за низкого качества дорожной сети и логистики, инженерных и телекоммуникаций», -- признал президент. Задача региона -- «предоставить инвестору площадку с инфраструктурой, подготовленной, что называется, «под ключ». Федеральный центр готов взять на себя софинансирование социальной сферы, ведь одновременно с запуском крупных производств возникает необходимость в школах и дорогах.
Другая проблема -- длительность бюрократических согласований. Призвав губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко в свидетели, президент поделился личным опытом. «Она знает, сколько прошло времени с тех пор, как мы начали говорить о некоторых проектах подобного рода в Петербурге. Год, да, согласовывали? Полтора? И это при моем непосредственном участии, а если не заниматься ручным управлением?» -- задал президент риторический вопрос.
Владимир Путин привел такой пример. Лист ведомственных согласований по некоторым проектам, претендующим на средства инвестфонда, превышает 20 подписей. Кроме того, процедуры оценки у разных министерств сильно отличаются. Объединяет их одно -- все они «по-прежнему непрозрачны для инвестора».
«Мы до сих пор не можем начать ФЦП «Дальний Восток», программу подготовки Владивостока к проведению форума АТЭС в 2012 году именно из-за этих проблем», -- привел пример из "личной" жизни приморский губернатор Сергей Дарькин. «Четыре месяца у нас документы находятся в «Росэкспертизе» на согласовании, мы не можем начать строительство ни дорог, ни мостов», -- добавил он.
На этом фоне говорить об успехах российских властей даже странно, но они есть. «Успехи отечественной экономики и общее улучшение инвестиционного климата открывают новые перспективы для инвестиций в России. Об этих возможностях нужно системно и последовательно информировать потенциальных инвесторов», -- заявил г-н Путин. «Компании ряда стран предостерегают от инвестиций в Россию, пугают нерыночными методами ведения бизнеса и некоммерческими рисками. И часто это конечно же делается из конкурентных соображений», -- отметил он.
Впрочем, не все, как выяснилось, рады иностранным инвесторам. «Мы все-таки не должны за благой целью привлечения инвестиций совсем абстрагироваться от проблемы безопасности, -- заявил первый вице-премьер Сергей Иванов. -- Надеюсь, Госдума до конца этого года примет закон о порядке осуществления в России иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение». Следует напомнить, что законопроект, принятый в первом чтении, ограничивает доступ иностранцев в организации 39 видов деятельности, в частности в сфере производства вооружения, а также военной, авиационной и специальной техники, ядерных материалов, строительства ядерных объектов и космической деятельности. Также ограничения коснутся отраслей, доля которых в ВВП составляет 2--3%. В области топливно-энергетического комплекса и недропользования ограничения предусматриваются лишь для стратегических месторождений.
Но и в нестратегические отрасли иностранцев, оказывается, надо звать с оглядкой. Иностранный капитал в российскую экономику должен привлекаться при условии использования российских ресурсов и кадров, считает г-н Иванов. По его словам, в России хватает своих инвесторов, в том числе и при строительстве дорог.
Министр регионального развития Дмитрий Козак предложил поощрять «передовиков производства». По его словам, необходима «система морального поощрения для регионов, которые добились высоких показателей в социально-экономическом развитии, и нужна система материального поощрения тем регионам, которые демонстрируют высокую динамику экономического развития и потенциала по отношению к самим себе».
С еще более интересным предложением выступил краснодарский губернатор Александр Ткачев. Хозяин третьего по инвестиционной привлекательности после двух столиц российского региона предложил предоставить субъектам федерации право самим определять льготы инвесторам, в том числе иностранным. «Мы считаем необходимым внести изменения в закон об особых экономических зонах, позволяющие создать свободные экономические зоны на региональном уровне, чтобы были предоставлены льготы инвесторам», -- заявил он.
Президент напомнил, что такое право у региона есть. «Краевые региональные налоги -- это мизер, это ничто», -- возразил охочий до управления денежными потоками г-н Ткачев. «Вы просите, чтобы регионам было предоставлено право распоряжаться федеральными налогами? Вы представляете, что будет?» -- спросил у него Владимир Путин.
Находившийся тут же вице-премьер Алексей Кудрин пояснил, что будет. Если в определенной зоне в стране ввести налоговые льготы, предприятия, работающие в ней и поставляющие продукцию, в том числе на внутренний рынок, будут иметь конкурентные преимущества перед другими. «Льготы по налогам не являются главным преимуществом для таких зон, -- сказал г-н Кудрин. -- На первом месте создание административных условий, подготовленная инфраструктура, организационная подготовка, в том числе условия «одного окна» для получения разрешения на строительство».
Отдельной темой обсуждения стал инвестфонд. Причем мнения о том, как ему следует развиваться, оказались диаметрально противоположными. Сам президент предложил упростить систему оценки проектов. Валентина Матвиенко выступила с более революционным предложением -- закон переписать. «К сожалению, закон о концессиях и инвестфонде практически не работает. Инвестфонд еще не раскрыт, и если не внести изменения, в ближайшее время навряд ли он будет открыт, и на практике регионы в том виде, в каком они (институты развития. --
Ред.) существуют, их использовать не могут», -- заявила она, предложив Минэкономразвития создать рабочую группу с привлечением регионов. Сергей Иванов в свою очередь предложил не дергать Минэкономразвития. Главная роль по определению крупных инвестиционных проектов должна оставаться за МЭРТ, считает он. «Сегодня звучали предложения создать какой-то орган, агентство. Я считаю, что здесь главная роль должна остаться у МЭРТ. Может быть, что-то перезагрузить внутри, но все равно МЭРТ должен определять крупные инвестиционные проекты, потому что он владеет ситуацией, и по тем проектам, которые уже действуют, инвесторы приходили в МЭРТ. Там проект рождался, там разрабатывался и утверждался и воплощался в жизнь», -- заявил Сергей Иванов.