Время новостей
     N°187, 12 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.10.2007
Ручное управление
Президент решил объяснить регионам, как привлечь инвестиции
Главной задачей российской провинции на новом этапе развития страны должно стать определение инвестиционных стратегий, прежде всего на уровне крупных экономических районов, заявил вчера президент Владимир Путин в Уфе на заседании Госсовета, посвященном вопросам привлечения инвестиций в регионы. По его словам, это возможность выйти на качественно новый уровень роста. «В современных условиях именно инвестиции способны заметно увеличить объемы валового регионального продукта и существенно пополнить местные бюджеты. И для большинства российских территорий это реальная возможность укрепить конкурентные преимущества», -- заявил президент.

В то же время президент сам обозначил такое количество препятствий на пути инвесторов в российскую глубинку, что их даже боязно туда зазывать, -- начиная от нерасторопности чиновников и заканчивая происками конкурентов, специально распространяющих слухи про сложности работы в России.

«Недоразвитая инфраструктура, неумение сложить усилия регионов и центра, сосредоточив ресурсы на ключевых направлениях, злоупотребления и коррупция, отсутствие практики применения, а подчас и самой правовой базы необходимой -- все это мешает развитию страны, не дает возможности своевременно и оперативно реагировать на то, что происходит на мировых рынках», -- сказал г-н Путин.

Цифры прироста инвестиций на первый взгляд не могут не радовать. По данным главы государства, только за восемь месяцев этого года инвестиции в основной капитал выросли почти на четверть, при этом прямые иностранные инвестиции увеличились в полтора раза.

«Иностранные инвестиции в нефинансовый сектор у нас прирастали в 2006 году на 28,6 млрд долл., а в первом полугодии 2007 года -- уже 24,6 млрд долл. -- это в полтора раза больше, чем в предыдущем году», -- сообщил Владимир Путин. «Это неплохо, казалось бы, неплохо, но по сравнению с другими развивающимися рынками это пока крайне мало», -- подчеркнул президент. Он показал участникам заседания сравнительную таблицу объемов инвестиций в страны Восточной Европы. «Вот таблица, стыдно смотреть, -- заявил президент. -- Объем экономики России, и возьмите объем экономики Венгрии -- сопоставимые цифры. Польша нас обгоняет".

«Современный рост отечественных и зарубежных капиталовложений является лишь своего рода компенсацией за прошлые, недоинвестированные периоды развития России. В целом крупных и долгосрочных инвестпроектов по-прежнему крайне мало», -- считает президент.

Первая лежащая на поверхности причина связана с нехваткой площадок. «Многие перспективные предложения оказываются под угрозой срыва из-за дефицита энергомощностей, из-за низкого качества дорожной сети и логистики, инженерных и телекоммуникаций», -- признал президент. Задача региона -- «предоставить инвестору площадку с инфраструктурой, подготовленной, что называется, «под ключ». Федеральный центр готов взять на себя софинансирование социальной сферы, ведь одновременно с запуском крупных производств возникает необходимость в школах и дорогах.

Другая проблема -- длительность бюрократических согласований. Призвав губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко в свидетели, президент поделился личным опытом. «Она знает, сколько прошло времени с тех пор, как мы начали говорить о некоторых проектах подобного рода в Петербурге. Год, да, согласовывали? Полтора? И это при моем непосредственном участии, а если не заниматься ручным управлением?» -- задал президент риторический вопрос.

Владимир Путин привел такой пример. Лист ведомственных согласований по некоторым проектам, претендующим на средства инвестфонда, превышает 20 подписей. Кроме того, процедуры оценки у разных министерств сильно отличаются. Объединяет их одно -- все они «по-прежнему непрозрачны для инвестора».

«Мы до сих пор не можем начать ФЦП «Дальний Восток», программу подготовки Владивостока к проведению форума АТЭС в 2012 году именно из-за этих проблем», -- привел пример из "личной" жизни приморский губернатор Сергей Дарькин. «Четыре месяца у нас документы находятся в «Росэкспертизе» на согласовании, мы не можем начать строительство ни дорог, ни мостов», -- добавил он.

На этом фоне говорить об успехах российских властей даже странно, но они есть. «Успехи отечественной экономики и общее улучшение инвестиционного климата открывают новые перспективы для инвестиций в России. Об этих возможностях нужно системно и последовательно информировать потенциальных инвесторов», -- заявил г-н Путин. «Компании ряда стран предостерегают от инвестиций в Россию, пугают нерыночными методами ведения бизнеса и некоммерческими рисками. И часто это конечно же делается из конкурентных соображений», -- отметил он.

Впрочем, не все, как выяснилось, рады иностранным инвесторам. «Мы все-таки не должны за благой целью привлечения инвестиций совсем абстрагироваться от проблемы безопасности, -- заявил первый вице-премьер Сергей Иванов. -- Надеюсь, Госдума до конца этого года примет закон о порядке осуществления в России иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение». Следует напомнить, что законопроект, принятый в первом чтении, ограничивает доступ иностранцев в организации 39 видов деятельности, в частности в сфере производства вооружения, а также военной, авиационной и специальной техники, ядерных материалов, строительства ядерных объектов и космической деятельности. Также ограничения коснутся отраслей, доля которых в ВВП составляет 2--3%. В области топливно-энергетического комплекса и недропользования ограничения предусматриваются лишь для стратегических месторождений.

Но и в нестратегические отрасли иностранцев, оказывается, надо звать с оглядкой. Иностранный капитал в российскую экономику должен привлекаться при условии использования российских ресурсов и кадров, считает г-н Иванов. По его словам, в России хватает своих инвесторов, в том числе и при строительстве дорог.

Министр регионального развития Дмитрий Козак предложил поощрять «передовиков производства». По его словам, необходима «система морального поощрения для регионов, которые добились высоких показателей в социально-экономическом развитии, и нужна система материального поощрения тем регионам, которые демонстрируют высокую динамику экономического развития и потенциала по отношению к самим себе».

С еще более интересным предложением выступил краснодарский губернатор Александр Ткачев. Хозяин третьего по инвестиционной привлекательности после двух столиц российского региона предложил предоставить субъектам федерации право самим определять льготы инвесторам, в том числе иностранным. «Мы считаем необходимым внести изменения в закон об особых экономических зонах, позволяющие создать свободные экономические зоны на региональном уровне, чтобы были предоставлены льготы инвесторам», -- заявил он.

Президент напомнил, что такое право у региона есть. «Краевые региональные налоги -- это мизер, это ничто», -- возразил охочий до управления денежными потоками г-н Ткачев. «Вы просите, чтобы регионам было предоставлено право распоряжаться федеральными налогами? Вы представляете, что будет?» -- спросил у него Владимир Путин.

Находившийся тут же вице-премьер Алексей Кудрин пояснил, что будет. Если в определенной зоне в стране ввести налоговые льготы, предприятия, работающие в ней и поставляющие продукцию, в том числе на внутренний рынок, будут иметь конкурентные преимущества перед другими. «Льготы по налогам не являются главным преимуществом для таких зон, -- сказал г-н Кудрин. -- На первом месте создание административных условий, подготовленная инфраструктура, организационная подготовка, в том числе условия «одного окна» для получения разрешения на строительство».

Отдельной темой обсуждения стал инвестфонд. Причем мнения о том, как ему следует развиваться, оказались диаметрально противоположными. Сам президент предложил упростить систему оценки проектов. Валентина Матвиенко выступила с более революционным предложением -- закон переписать. «К сожалению, закон о концессиях и инвестфонде практически не работает. Инвестфонд еще не раскрыт, и если не внести изменения, в ближайшее время навряд ли он будет открыт, и на практике регионы в том виде, в каком они (институты развития. -- Ред.) существуют, их использовать не могут», -- заявила она, предложив Минэкономразвития создать рабочую группу с привлечением регионов. Сергей Иванов в свою очередь предложил не дергать Минэкономразвития. Главная роль по определению крупных инвестиционных проектов должна оставаться за МЭРТ, считает он. «Сегодня звучали предложения создать какой-то орган, агентство. Я считаю, что здесь главная роль должна остаться у МЭРТ. Может быть, что-то перезагрузить внутри, но все равно МЭРТ должен определять крупные инвестиционные проекты, потому что он владеет ситуацией, и по тем проектам, которые уже действуют, инвесторы приходили в МЭРТ. Там проект рождался, там разрабатывался и утверждался и воплощался в жизнь», -- заявил Сергей Иванов.

Вера СИТНИНА