Игорный бизнес оказался более живуч, чем это предполагалось во время принятия закона, ограничивающего его размещение в населенных пунктах и создающего
четыре игорные зоны на всю гигантскую территорию России. В Москве контролирующие органы, стремясь объять необъятное, пытаются проверить объекты игорного бизнеса, исчисляемые тысячами, и составить некий белый список казино. В регионах в противостоянии владельцев казино и чиновников последние не всегда оказываются в выигрыше.
Для проверок московских казино была создана даже специальная межведомственная комиссия. Как заявил недавно ее глава Валерий Виноградов, проверки, проводившиеся последние два с половиной месяца, позволили создать так называемый предварительный белый список объектов игорного бизнеса, деятельность которых соответствует законодательству. Сегодня в этом списке чуть более 400 заведений, из которых 34 казино, а остальные -- игровые автоматы. За минувшие полтора года число залов игровых автоматов в столице уже уменьшилось на две тысячи. С 2008 года игровые автоматы в Москве должны прекратить свое существование, а с 2009-го все игорные заведения должны быть либо закрыты, либо выведены в специальные игорные зоны. Названия «легализованных» заведений чиновники публично не разглашают, но, как предупредил г-н Виноградов, внесение в белый список вовсе не означает выдачи им «индульгенции». «Если выяснится, что какое-то легализованное заведение нарушает закон, оно немедленно в рабочем порядке будет исключено из списка», -- заявил он.
Право приостанавливать работу точек азарта получили сотрудники московских префектур. В состав межведомственной комиссии включили заместителей префектов административных округов, которые получили право принимать решения о размещении игорных заведений на территории округа и приостановлении их деятельности. Все их решения должна утверждать межведомственная комиссия.
По новым нормам игорные заведения должны находиться в капитальных сооружениях, площадь помещений казино должна быть не менее 3 тыс. кв. м, игровых автоматов -- 200 кв. м. В казино должно быть установлено не менее десяти игровых столов, а количество игровых автоматов не может быть менее пятидесяти. Заведения азарта не должны размещаться в жилых домах, вблизи школ, больниц и стадионов. Игровые автоматы должны быть запрограммированы на 90% выигрыша Помимо этого, размер чистых активов организатора азартных игр должен составлять не менее 600 млн руб. Как заявило недавно столичное управление Федеральной налоговой службы, до конца года налоговики проверят размеры чистых активов всех игорных заведений, действующих в городе.
В регионах, где административный ресурс власти не так силен, как в столице, казино оказались намного более живучими. Специальные комиссии по обследованию казино местными властями созданы далеко не везде, и работа по закрытию нелегально работающих казино фактически возложена на милицию и налоговые органы. У налоговиков же фактически нет инструментов для закрытия объектов игорного бизнеса.
В некоторых регионах дело дошло до конфликта между властями. Налоговые органы Ставропольского края обвиняют местных законодателей в пособничестве игорным заведениям. Краевые законодатели, приняв закон о запрете игорного бизнеса на территории Ставрополья, тем самым отменили налог на игорный бизнес. Но данный факт не влечет автоматического снятия объектов игорного бизнеса с налогового учета. Получается, что снятие с учета объектов игорного бизнеса носит исключительно добровольный характер, и налоговики ничего не могут с этим поделать. Налоговики обращаются в арбитражный суд с исками о ликвидации игорных заведений, собирая доказательства незаконной деятельности. И, как отмечают в управлении ФНС по Ставропольскому краю, без действенной помощи правоохранительных органов в этом не обойтись, а помощь со стороны ГУВД запаздывает.
В Алтайском крае иная ситуация. Как говорят в краевой прокуратуре, привлечение владельцев игровых залов к административной ответственности осложняется тем, что они, как правило, зарегистрированы в установленном законом порядке -- в Москве, на Урале или в Новосибирске, имеют лицензию на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр.
Самая же распространенная проблема в регионах, с которой сталкиваются чиновники, ходатайствующие о закрытии ставших нелегальными заведений, это отсутствие сведений о лицах, подлежащих привлечению к административной ответственности. Именно по этой причине суды возвращают чиновникам протоколы, а дела застревают в судах на неопределенное время.