|
|
N°14, 28 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Расщепление «Атоммаша»
Государство хочет вернуть себе контроль над монополистом
На прошлой неделе комитет по собственности Госдумы РФ принял решение о проверке законности преобразования волгодонского завода «Атоммаш» (Ростовская обл.) в новое предприятие «ЭМК-Атоммаш» и его переходу под контроль «Энергомашкорпорации». Депутатов интересует, каким образом государство лишилось 30% акций «Атоммаша». В ответ в ЭМК заявляют, что проверка инспирирована, чтобы лишить корпорацию контроля над предприятием.
В «Энергомашкорпорацию» входит больше десятка машиностроительных предприятий, среди которых «Белэнергомаш», «Сибэнергомаш», «Уралгидромаш», «Уралэлектротяжмаш» и другие. По предварительным данным, в 2001 году оборот предприятий холдинга превысил 9 млрд рублей.
Как говорится в распространенном на прошлой неделе пресс-релизе Госдумы, государство понесло «ущерб из-за несвоевременной реализации находившегося в государственной собственности 30-процентного пакета акций ОАО «Атоммаш». Пять лет назад на «Атоммаше» было введено внешнее управление. Внешним управляющим волгодонского завода стал глава ЭМК Александр Степанов, который и предложил наряду с гибнущим заводом создать его двойник -- «ЭМК-Атоммаш», которому передать весь производственный комплекс завода, а 360 млн рублей долгов оставить на старом «Атоммаше». В ходе банкротства «Атоммаша» ЭМК скупила все 100% акций образованного на его базе нового юрлица. Старый «Атоммаш» в октябре 1999 года решением Ростовского арбитражного суда был ликвидирован. В результате всех этих операций кредиторы старого «Атоммаша» получили лишь 60 млн рублей, а владевшее 30% акций предприятия государство лишилось своего пакета.
Законность схемы спасения волгодонского гиганта, которую одобрили местные власти, проверяли много раз, но ничего предосудительного в ней не обнаружили. «Не нашли, возможно, потому, что все предыдущие проверки были поверхностными», -- заявил газете «Время новостей» депутат Госдумы от Ростовской области Сергей Апатенко, по инициативе которого сейчас сразу два думских комитета, по собственности и по безопасности, в очередной раз выясняют, насколько законно ЭМК стала полновластным хозяином волгодонского завода. Как говорит г-н Апатенко, его поручение провести ревизию появилось после того, как в Госдуму обратился трудовой коллектив «ЭМК-Атоммаша», потребовавший национализировать волгодонский завод. «Рабочие «ЭМК-Атоммаша» жаловались на хроническое отсутствие заказов, постоянные слухи о сокращении персонала и на «ощущение ликвидации» некогда уникального комплекса при полном бездействии владельца завода -- Энергомашкорпорации, -- рассказывает г-н Апатенко. -- Есть основания считать, что государство незаконно лишили 30% акций волгодонского завода. И мы постараемся найти возможность вернуть их в государственную собственность».
Правда, в ростовском правительстве утверждают, что положение на заводе отнюдь не бедственное. Начальник отдела промышленности ростовского областного Минпрома Виктор Клёпов заявил газете «Время новостей», что в 2001 году рост объемов производства на «ЭМК-Атоммаш» составил 151%. «Средняя зарплата в «ЭМК-Атоммаше» в декабре была 4290 рублей, -- говорит г-н Клёпов. -- С выдачей зарплаты у них были маленькие сбои, но в принципе платят вовремя». Для сравнения: средняя зарплата в Ростовской области сейчас немногим больше 2000 рублей. А директор по экономике волгодонского завода Николай Николаенко заявил, что никаких сокращений почти пятитысячного коллектива «ЭМК-Атоммаша» не планируется.
В то же время в ЭМК дают понять, что нынешние разбирательства вокруг давнего банкротства «Атоммаша» могут быть связаны с конкурентной борьбой. По прогнозам Минатома, в ближайшее время объем производства оборудования только для отечественных атомных электростанций вырастет с 500--700 млн долл. до 1,2--1,5 млрд долл. в год. В этом году начинается достройка второго энергоблока Волгодонской АЭС. Проект оценивается в 18 млрд руб., а «ЭМК-Атоммаш» претендует на роль генподрядчика по поставкам оборудования для второго энергоблока. Также ожидаются большие заказы для России по строительству шести энергоблоков на АЭС Ирана, Индии и Китая.
Между тем один из губернских чиновников обратил внимание корреспондента газеты «Время новостей» на отношения вице-премьера правительства Ильи Клебанова и главы Энергомашкорпорации Александра Степанова еще с тех времен, когда первый служил в Питере, а второй контролировал Ленинградский металлический завод. В частности, на условиях анонимности чиновник областной администрации поведал такую историю. Во время своего прошлогоднего визита на Дон Илья Клебанов в неофициальных разговорах о проблемах «ЭМК-Атоммаша» выражался примерно так: «Мы дали г-ну Степанову от ворот поворот в Питере. То же самое надо сделать и у вас, тогда дела на «Атоммаше» пойдут лучше».
Директор управления собственности Энергомашкорпорации Владимир Тезов полагает, что «Клебанова, по-видимому, интересуют не столько заботы «Атоммаша» и заказы Минатома, сколько какие-то личные разборки с собственником».
В свою очередь депутат Апатенко заявил газете «Время новостей», что ему неизвестны подробности взаимоотношений г-д Клебанова и Степанова, а отсутствие на «Атоммаше» госзаказов объясняется тем, что Минатом прежде хочет получить гарантии того, что завод способен нормально работать. «В такого рода предприятиях, как «Атоммаш», -- говорит г-н Апатенко, -- у государства обязательно должен быть свой пакет акций, чтобы контролировать эту отрасль и финансовые потоки, идущие по атомной тематике. Долю в «Атоммаше» следует вернуть государству, в том числе и по этой причине. Иначе «ЭМК-Атоммаш» будет сидеть без заказов, а его рынок захватят западные компании».
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону