Время новостей
     N°13, 25 января 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.01.2002
Афиша

Тем, кто считает себя продвинутымВ галерее «Файн Арт» (Б. Садовая, 3, корп. 10) показывают «Кошмары Лукоморья» от Фарида Богдалова. «Великий Провокатор» (так называют его в пресс-релизе), Богдалов нарезал сказки на пазлы, перемешал их и предлагает затем зрителям собрать картинки самостоятельно. «И я так могу» -- главная идея нового проекта Богдалова. Этакий интеллектуальный масс-китч-поп. Помимо игр в сказки Богдалов воплощает идефикс Энди Уорхола о праве каждого иметь 15 минут славы. Сочетанием фотографии, шелкографии и масляной живописи Фарид создает портрет любой модели в облике звезды. Подходи, не стесняйся.

В «Доме» уже начался фестиваль музыки «посткомпозитора», одного из самых ярких нетрадиционалистов современной музыки Владимира Мартынова. Фестиваль получил название «Танцы Кали-Юги» по одноименному произведению Мартынова, сочиненному в минималистском ключе. Играть мартыновские «пост-опусы» собралась известная команда единомышленников, коллег и просто очень хороших музыкантов -- Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского, скрипачка (и супруга Мартынова) Татьяна Гринденко со своим коллективом Opus Post, труппа ИЛИАДА театра «Школа драматического искусства». Сам композитор завладеет роялем.

Хочешь не хочешь, а восточную музыку нынче надо уважать. Всего лучше -- пакистанский кхаял, Sabri Brothers. Или, на худой конец, Нусрат Фатэ Али Хан. Но можно и что-то более классическое, например индийскую рагу. Ведь именно у индийской раги суфии позаимствовали мелодическую основу для своего кхаяла. В эти дни в Москве проходят внушительные клубные гастроли индийского ситариста Азама Хана «Раджа». Ситар безусловно один из самых красивых и выразительных инструментов подлунного мира, а рага вводит продвинутого слушателя в транс. С индийским музыкантом выступят Сергей Краснопольский (акустический бас, контрабас), Булат Гафаров (скрипка), Олег Колядинцев (пятиструнный бас), Юрий Рубин (ударные, сэмплы). Ну действительно, куда сегодня без сэмплов? 27января -- клуб «Китайский летчик Джао Да», 23.00; 31 января -- Desert WM (в камерном зале Чеховского культурного центра), 20 30; 3 февраля -- клуб «Проект О.Г.И.», 22.00.

В книгу Т.В. Цивьян «Семиотические путешествия» (СПб., Издательство Ивана Лимбаха) вошли изысканные этюды о Баратынском, Достоевском, Ремизове, Ахматовой, Мандельштаме, Леониде Липавском, писателе первой эмиграции Юрии Одарченко и др. Автор, давно и справедливо почитающийся арбитром ученого изящества, ведет речь о диалектике «своего» и «чужого» (ахматовская «золотая голубятня у воды» на фоне других «русских Венеций»; французский язык в «Подростке»), о языковых экспериментах (наглядных у Ремизова и скрытых, а потому особенно многозначительных, у Ахматовой), о соотношении «вещного» или «природного» и «словесного» рядов (город как текст), о скрытом диалоге поэтов и прочих трудноуловимых тайнах сложно организованных текстов. Все на удивление тонко, но «не рвется». Ибо изложение ведется внятно и убедительно. Одних читателей порадуют новые смыслы, открытые в знакомых сочинениях, других -- фактура прозы Цивьян, временами мягко кренящейся в сторону метафизической эссеистики, третьи запасутся материалом для светско-интеллектуальных бесед. Никто внакладе не останется.
Тем, кто хочет культурно развлечьсяПроект «Норд-Ост» был, казалось, заранее обречен на успех у публики и неуспех у критики. Ну что хорошего, с точки зрения театрального рецензента, могут сочинить Алексей Иващенко и Георгий Васильев, каэспешники со стажем и завсегдатаи передачи «Белый попугай»? Оказывается, могут. Во-первых, здорово выбрана литературная основа. Роман Вениамина Каверина «Два капитана» преобразуется в мюзикл примерно с такой же легкостью, с какой картинка из книжки-раскладушки превращается в маленькую трехмерную декорацию. Во-вторых, вопреки ожиданиям каэспешное прошлое Иващенко и Васильева не повредило их детищу, а напротив, способствовало много к украшенью. Они так долго ходили вокруг смеха и сидели рядом с белым попугаем, что неизбежно должны были разбавить романтический пафос иронией. И она оказалась спасительной. Их произведение обращено явно не на Запад, а на Северо-Восток. В страну гиперборейцев, жители которой пока не могут потягаться с классиками мюзикла, но отличаются несомненной веселостью и исключительной находчивостью. Театральный центр «Норд-Ост» (Мельникова, 7), 25--27 и 29--31 января, 19.00.

Большой театр приготовил сразу две балетные премьеры. Одна из них связана с гастролями -- первыми в России -- Национального балета Испании. Труппа хореографа и режиссера Рафаэля Агилара должна, по всей видимости, представить на одной из самых консервативных балетных сцен мира нечто доселе не виданное: смесь классического танца и фламенко. Испанцы привезли два спектакля. «Кармен фламенко», основанный на новелле Мериме и поставленный на музыку Бизе из «Кармен» (включая поздние переложения и аранжировки), а также использующий оригинальные сочинения современных испанских композиторов и, разумеется, национальный танец фламенко, они покажут дважды -- 25 и 26 января. В последний гастрольный день -- 27 января -- московским балетоманам предстоит увидеть «Болеро»; спектакль опять же основан на фламенко и представляет собой чувственную трилогию.

С 29 января испанский фольклор уступит место на сцене Большого английской классике. В течение трех дней танцовщики ГАБТа будут исполнять один из самых знаменитых спектаклей сэра Фредерика Аштона -- «Тщетную предосторожность» (премьера состоялась в 1960 году на сцене «Ковент-Гарден»). Для постановки спектакля в Москву прибыл любимый танцовщик Аштона Александр Грант. Известно, что декорации к спектаклю, выполненные Осбертом Ланкастером, предоставлены японской труппой «Балет Асами Маки», а мастерские Большого сами изготовили костюмы по его эскизам.

Если вас клонит к экстремальной музыке, малость приправленной слезами, то стоит обратить внимание на хэви-металлический стиль doom (то есть «обреченный»). Его одними из первых начали исполнять англичане Paradise Lost, а ныне плодотворную жилу медленного угара, рычащих мужских и высоких женских голосов, вязких ритмов и атмосферы заплесневевшего подземелья разрабатывают Lake Of Tears, Theatre Of Tragedy и Nightwish. Выступающая сегодня в «Горбушке» группа Moonspell интересна хотя бы тем, что родом музыканты из самой «не-думовой» страны -- Португалии. (Самая «думовая» страна, как известно, Финляндия.). Начало в 19.00.
Тем, кто знает толк в искусствеВслед за «Черным монахом», одним из самых совершенных спектаклей последних лет, Кама Гинкас поставил «Даму с собачкой». Формальные приемы здесь те же, что и в «Монахе». Спектакль опять играют на зрительском балконе, актеры опять прыгают в пропасть партера и остаются невредимы, а бурлеск и надрыв опять соседствуют друг с другом, совершенно размывая чеховскую акварель. И согласиться с этим поначалу непросто. Постепенно к интонации привыкаешь, с отсутствием нюансов и полутонов смиряешься и начинаешь понимать, что это не акварель, а скорее картина экспрессиониста. И что ни в коем случае не надо сравнивать спектакль Гинкаса со знаменитым фильмом Иосифа Хейфица. Он сделан по-другому и о другом. Не о несчастной любви, а о недостижимости счастья. МТЮЗ, 29 и 30 января, 19.00.

В «Иллюзионе» начали показывать фильмы с участием Любови Орловой (чей столетний юбилей будут праздновать 11 февраля). При этом к радости киноманов выбраны картины не общеизвестные, вроде регулярно появляющихся по телевидению «Цирка» или «Веселых ребят», а куда менее доступные, но оттого еще более любопытные. В пятницу, 25 января, в 13.00 можно посмотреть практически неизвестный широкому зрителю шпионский триллер Григория Александрова «Скворец и Лира» (1974), где кроме Орловой снимались Петр Вельяминов, Николай Гринько и Рина Зеленая. А в понедельник, 28 января, на том же сеансе -- биографический колосс «Композитор Глинка» (1952) того же Григория Александрова (в заглавной роли Борис Смирнов).
Тем, кто ценит здоровый консерватизмЕсть спектакли, о которых хочется написать фельетон, есть такие, что заставляют впасть в беллетристику, есть редкие театральные произведения, тянущие на кандидатскую диссертацию. Мхатовской «Антигоне» в постановке Темура Чхеидзе больше всего подошел бы текст в журнале «Театр» советских времен -- с подробными описаниями и нравоучительными рассуждениями. Если бы не одно «но». И посконный гражданственный пафос, и скучноватый психологизм «Антигоны» с лихвой искупает Отари Мегвинетухуцеси в роли Креонта. В нем есть все, что нужно трагическому артисту: фактура, стать, мощь, наконец, темперамент, который он умеет сдерживать и которому умеет давать волю. И если вы уверены, что трагики на современной сцене перевелись, не коснейте в своем заблуждении -- ступайте на «Антигону». МХАТ им. Чехова (основная сцена), 26 и 27 января, 19.00.

Сегодня поверить в это почти невозможно: здоровый и вполне консервативный импрессионизм полвека назад был объявлен вне закона. В результате оборвались последние ниточки, связывающие советскую изобразительную школу с традициями мастеров пленерной живописи. В выставочном зале Московского союза художников открыта экспозиция работ, созданных студентами 40-х годов во время летних практик в Самарканде и Крыму. Ныне такие практики назвали бы workshop. Крымские пейзажи студентов военного времени (практики устраивались и в период эвакуации Московского художественного института) хороши. Тонки и обаятельны. Правда, многие похожи друг на друга. Ничего странного в том нет. Молодые живописцы изучали азы профессии: тональные планы, рефлексы. Очищали тяжелую, мутную, доставшуюся в наследство от передвижников палитру. Помогали им знаменитые мастера Игорь Грабарь, Сергей Герасимов, Николай Чернышов (его работа представлена на нашей странице), Иван Чекмазов. Судьбы учеников сложились по-разному. Кто-то остался в профессии и стал успешным практикующим художником. Другие ушли. Иные забыты. Кого-то вычеркнули из жизни нарочно. Решением президиумом АХ СССР 18.06 1948 года от преподавательской деятельности были отстранены профессора Чекмазов, Фаворская, Почиталов, Осмеркин и другие. Педагогов обвиняли в формализме и космополитизме. Импрессионизм стал запрещенным словом. Сюжет о летней Крымской практике Вера Фаворская назвала «царапинкой», оставленной в сердце и истории. Пожалуй, лучше и не скажешь. Выставка «Начало пути» работает до 8 февраля по адресу: Кузнецкий мост, 11.

Режиссер Харольд Бекер -- самый настоящий консерватор, не любящий ходить по непроторенным тропам. И поэтому его новый фильм «Скрытая угроза» (США, 2001, не путать с первым эпизодом «Звездных войн»!) очень похож на предыдущие его картины. От «Моря любви» и «Злого умысла» позаимствован жанр параноидального триллера, от «Мэрии» -- способность даже напряженный сюжет покрыть патиной благородной скуки, наконец, от «Восхода Меркурия» -- основная сюжетная линия: взрослый и ребенок против злодеев. Маленький мальчик с самого начал невзлюбил своего отчима, но его рассказам о том, что его новоявленный папаша вовсе не так чист и дружелюбен, как кажется, никто не верит. И только настоящий отец мальчугана (его играет Джон Траволта) склонен доверять сыну. Также в ролях Винс Вон, Тери Поло, Стив Бушеми. Смотрите в кинотеатрах «Аврора», «Витязь», «Горизонт», «Киргизия», Мечта», «Прага», «Солнцево», «Стрела», «Тбилиси», «Экран».


Тем, кто хочет «быть в курсе»«Звериная натура» (США, 2001) -- полнометражный дебют Мишеля Гондри, клипмейкера, снявшего самые интересные ролики для Бьорк. Странная история о сексуальных приключениях биологических феноменов (Патриция Аркетт играет девушку, покрытую шерстью, Риф Айфенс -- человека, выросшего в лесу, Тим Роббинс -- просто очень странного ученого) поставлена по сценарию Чарли Кауфмана (который придумал сюжет «Быть Джоном Малковичем»). И видимо, именно громкие имена создателей этого киномутанта обеспечили ему место в прошлогоднем каннском конкурсе -- сделай фильм с таким сюжетом никому не ведомые неофиты, их бы тут же выставили за дверь. В любом случае произведение получилось весьма и весьма странное, и любители такого рода зрелищ явно найдутся. Смотрите фильм в кинозале «35 ММ» с четверга, 31 января.

Вы еще не знаете? -- А пора бы. В арт-жизни России наступила эра матриархата. Праздник на улице феминисток. Сразу две выставки срамят художников-мужиков. Одна из них -- «Искусство женского рода». Открыта в Третьяковке (Крымский вал, 10). Вниманию предлагается панорама женского творчества на протяжении более пяти столетий -- от средневекового лицевого шитья (пелены-иконы) до инсталляций нынешнего года. Произведения отбирались из фондов ГТГ, музеев Кремля, Исторического музея, Русского музея. Из Музея изобразительных искусств республики Карелия (Петрозаводск) привезли прелестное рукоделие от самой императрицы Марии Федоровны. С февраля в Лаврушинском переулке можно будет посмотреть экспозицию «Женский взгляд. Графика XVII--XX веков из собрания ГТГ».

Параллельно в Музейном центре РГГУ (ул. Чаянова, 15) проходит феминистическая программа «Женщины в визуальной культуре». Открылась она конференцией на эту тему. Продолжилась выставкой «Автопортрет художницы». Многие ее участницы ярко заявили о себе в эпоху концептуализма (которая, кстати, благополучно закончилась). В своих работах арт-дамы высказываются о насущном: о женской идентичности, женском теле, женском письме, авторстве художницы. Короче, Ваня пашет, Катя пляшет. И рисует тож.

Женские сюжеты актуальны и для книгоиздателей. Знаете ли вы, что «институтка» -- это не только бранное словцо, которое мы швыряем в лицо ломающемуся или истерикующему собеседнику? Институтка -- это воспитанница закрытого казеннокоштного учебного заведения. Первым из них в России стало Воспитательное общество благородных девиц, основанное по указу Екатерины II в 1764 году и квартировавшее в Воскресенском монастыре (Смольном). Государыня мечтала «дать народу своему новое воспитание и, так сказать, новое порождение». О том, чем обернулись ее прожекты, рассказывает новая книга славной серии «Россия в мемуарах» -- «Институтки. Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц» (М., «Новое литературное обозрение»; составление, подготовка текстов и комментарии В.М. Боковой и Л.Г. Сахаровой). Пять мемуаристок -- от «первой смолянки» Глафиры Алымовой (прекрасной арфистки, известной по портрету работы Левицкого, впоследствии любимой фрейлины императрицы, а позднее супруги просвещенного сановника Алексея Ржевского) до Татьяны Морозовой, недоучившейся в Харьковском институте благородных девиц из-за его разгона большевиками, -- рассказывают о быте и обычаях разных институтов. Изобилующая «вкусными» цитатами из других воспоминаний и беллетристических сочинений статья А.Ф. Белоусова помогает освоиться с этим любопытным феноменом. В итоге понимаешь, каковы были реальные институтки (разными были, раз-ны-ми!) и как они обернулись персонажами мифа -- «институтками».

Вы, надо думать, слышали, что группы «Наутилус-помпилиус» давно не существует? Меж тем фронтмен данного коллектива Вячеслав Бутусов собирает новую группу «Ю-Питер». Причем не просто группу, а супергруппу музыкантов, прославившихся где-то еще. Так, клавишник Олег Сакмаров известен по «Аквариуму», гитарист Юрий Каспарян -- по великому «Кино», Бутусов -- понятно откуда. Теперь он будет не только петь и играть на привычной ритм-гитаре, но и за бас-гитару возьмется. Петь и «басить» одновременно -- это целое дело. В четверг в «Горбушке» прошел первый концерт, но так уж вышло, что мы пока не в курсе. Сегодня в «Свалке» для тех, кто все еще коснеет в невежестве, выступление повторят. Начало в 22.00.
Тому, кто с трудом закончил восемь классовСходите на спектакль «Укрощение укротителей» в театр Ленком -- не пожалеете. Джон Флетчер -- современник Шекспира -- написал. Там такие шутки -- закачаешься. Там один мужик думает, что кусты жасмина -- это бочка с мочой. Ему баба свидание в жасмине назначила, а он залез себе в бочку, сидит и ни гу-гу. Потом другие мужики приходят к бочке по нужде, а он все равно молчит, не обнаруживает себя. В общем, про любовь спектакль. Сначала кажется, что Марк Захаров поставил, но на самом деле какой-то Роман Самгин. Ученик его, видимо. Зато в главной роли настоящий Дмитрий Певцов. Тот, что из фильмов. Крутой парень. Красивый, сильный. И так вроде по спектаклю выходит, что он с женой со своей справиться не может. Умора. Обязательно сходить надо. Ленком, 28 января (19.00).

Если для вас нет различия между музеем народного творчества и коммерческой палаткой Russian Souvenir -- приходите посмотреть выставку «Сокровища малых городов России». Она открыта в залах Всероссийской библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино. Мероприятие проводится в рамках программы «Малые города России» при поддержке Института «Открытое общество». Почему Фонд Сороса называет «сокровищами России» сувениры для интуристов, остается загадкой. В коридорах библиотеки -- типичный ассортимент лотков на стоянках экскурсионных автобусов: сарафаны (изготовленные между прочим ООО «Ришелье» города Пучежа), туески, коробочки, платки и, конечно, слащавые палехские шкатулки -- куда ж без них. К подлинной культуре русской провинции вся сия роскошь относится так же, как записи фольклорных экспедиций к песням Надежды Бабкиной.

Не только вам заняться вроде бы нечем, а сладкой жизни очень хочется -- и прямо сейчас. Таков же и лирический герой большинства песен питерской группы «Кирпичи», целеустремленно скрещивающей рэп и хардкор. Последний альбом «Кирпичей» -- «Капиталиzм 00» вышел аж год назад. Посвящен он социально-экономической действительности, какой она видится юному жителю города на Неве -- не то музыканту, не то просто чуваку... Чувак этот, впрочем, довольно трезво (хоть и не без цинизма) оценивает и собственную жизнь, и бытие своих соотечественников. Тексты лидера группы Васи Васина можно резать на цитаты. Массовой нищеты нет, кайфово это, как ты думаешь, при коммунистах было ли лето? Или: Это может быть романтично для вас, но разводка мостов -- это комендантский час. Ну где еще такое услышишь, если не в клубе «Китайский летчик Джао Да» 26 января в 22.00.
Тем, кто хочет порадовать детейК счастью, дети пока еще не ведают, что «совы не то, чем они кажутся». Но им будет любопытно узнать, каковы на самом деле прообразы зловещей птицы из «Сказки о глупом мышонке», умеющей писать Совы из «Винни Пуха» и энергичных почтальонов из эпопеи о Гарри Поттере. Такую возможность предоставляет Государственный Дарвиновский музей (ул. Вавилова, 57), где 29 января открывается выставка «Ночные охотники». Выставка проходит в рамках проекта «Животные из Красной книги Москвы». (Оказывается, в столице обитают не только кошки, вороны и тараканы, но ежи, зайцы и искомые совы!) Посетители научатся различать сычей, неясытей и сипух и убедятся, что вести о зоркости, осторожности и мудрости лупоглазых птиц нимало не преувеличены. После такой экскурсии книжные -- волшебные -- совы покажутся еще страшнее и/или симпатичнее.

В театрах детей принимают только на уикенде. Здесь, увы, особенно похвастаться нечем. Но если ребенок пьянеет от одного только вида зрительного зала, шороха занавеса и необычных костюмов (таких благодарных «юных зрителей», кстати, не так уж мало!), то имейте в виду, что в субботу, 26 января, Театр им. Моссовета дает мюзикл «Шиворот-навыворот», Театр Российской армии -- «Приключения Чиполлино», Театр сатиры -- вечно живого «Малыша и Карлсона, который живет на крыше», а МТЮЗ -- парадоксального «Золотого петушка». В воскресенье, 27 января, в Малом -- «Снежная королева» Евгения Шварца, во МХАТе им. Горького -- бессменная «Синяя птица», а в Театре им. Пушкина -- «Остров сокровищ». Начало всюду, как водится, в 12.00.

Наши чада могут и не понять эту маленькую книжицу (хотя кто знает, какие стихи приворожат ребенка?), но взрослым, любящим своих детей, чающим жить с ними в ладу, как-то чувствовать их сокровенные тайны и привносить толику радости в бытие младенцев, читать ее очень даже стоит. «Софья» Анатолия Наймана (М., «О.Г.И.») -- история внучки поэта в пятнадцати стихотворениях. Первое -- «Софье полтора года»: Из места, о котором/мы ничего не знаем/ и называем раем, является дитя,/ дух молока и яблока/ под царским горностаем,/ иной природы нежели кузены и братья...И ты оттуда тоже, творенье Божье Соня:/ еще курится ладан и мак вокруг тебя,/ еще ты засыпаешь при звездах и при солнце -- / но спишь уже по-нашему -- вздыхая и сопя. Последнее -- «Софья пошла в школу»: Неприкаянная в мельтешенье толп,/ на огромном крохотная дворе,/ как теленок в тесный загон -- топ-топ/ дважды двум учиться и точке-тире... Взгромоздив на плечики рюкзачок,/ никогда не снимешь его уже./ Про что знаешь -- молчок. Здесь идет в зачет -- / что не знаешь. В бесчисленном тираже.

Афишу подготовили:

Марина Давыдова (театр), Анна Ветхова (классическая музыка), Александр Беляев (неклассическая), Станислав Ф. Ростоцкий (кино), Андрей Немзер (книги), Сергей Хачатуров (выставки)

«ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»