Глава Федерального агентства воздушного транспорта («Росавиация») Евгений Бачурин выступил вчера
за отмену пошлин на импорт магистральных самолетов зарубежного производства. Не дожидаясь отмены, несколько крупнейших авиакомпаний России в тот же день объявили о состоявшихся или готовящихся сделках по приобретению иностранных лайнеров.
Выступая вчера на авиационном форуме «Крылья России», Евгений Бачурин высказал мнение, что только отмена высоких пошлин на ввоз авиатехники из-за границы позволила бы российским авиакомпаниям справиться с дефицитом самолетного парка. Примечательно, что эти пошлины (которые сейчас вместе с НДС превышают 40% таможенной стоимости воздушного судна) были введены в 90-х годах с целью стимулировать развитие отечественного авиастроения. Однако из нашего авиапрома так пока и не удалось сделать ничего сопоставимого с западными концернами Boeing и Airbus по качеству и количеству выпускаемой техники. «В 2001--2006 годах наши перевозчики получили всего 42 новых самолета российского производства. Нехватка судов тормозит развитие пассажирских перевозок в стране. Выход -- в приобретении самолетов иностранного производства, а для этого необходимо снять заградительные пошлины на их ввоз», -- сказал г-н Бачурин.
Он, правда, назвал эту меру «временным контролируемым ввозом иностранных воздушных судов, пока российское авиастроение не наладит производство собственных самолетов наиболее востребованной вместительности». Г-н Бачурин порекомендовал в первую очередь освободить от пошлин региональные и дальнемагистральные лайнеры емкостью до 70 и свыше 200 кресел. «Самолеты на 70--200 пассажиров достаточно хорошего уровня производятся и в России», -- констатировал глава «Росавиации».
Действия крупнейших российских авиаперевозчиков в этот день частично подтвердили его слова, а частично опровергли. «Аэрофлот» (первая по количеству перевезенных пассажиров авиакомпания страны) и авиационный альянс AirUnion (который по совокупности входящих в него компаний занимает в этом рейтинге третью строчку) объявили о пополнении своих самолетных парков иностранными машинами. Правда, оба авиаперевозчика остановили свой выбор на среднемагистральных лайнерах, из того самого сегмента, в котором, по отзыву г-на Бачурина, и отечественные аналоги «достаточно хороши».
«Аэрофлот» объявил о подписании соглашения с лизинговой компанией AerCap (Нидерланды) на поставку шести новых пассажирских самолетов А320-200 в аренду (операционный лизинг) сроком на десять лет. Поставки планируются в период с июля 2008 года по март 2009-го. Эти лайнеры приобретаются для плановой замены выводимых из эксплуатации машин Ту-134 и Ту-154. В обозримом будущем А320 будут основой самолетного парка «Аэрофлота». Сейчас компания эксплуатирует 29 самолетов этого семейства, а до конца 2010 года собирается получить от разных поставщиков еще 27.
AirUnion вчера объявил о подписании меморандума о намерениях с лизинговой компанией CIT Aerospace о приобретении шести самолетов Boeing-737 NG. Твердым контрактом эта сделка должна быть оформлена до конца 2007 года. Поставки самолетов начнутся в 2008-м. AirUnion получит их в операционный лизинг на восемь лет. Ранее эти лайнеры уже отлетали по несколько лет под флагами бюджетных авиакомпаний -- английской EasyJet и ирландской Ryanair.
Что же касается иностранных самолетов тех классов, про которые говорил г-н Бачурин, желание приобрести их высказала вчера еще одна российская авиакомпания -- "ЮТэйр". Правда, ее глава Андрей Мартиросов одновременно сказал, что в нынешних условиях такая покупка невозможна.
Выступая на том же форуме «Крылья России», г-н Мартиросов поделился планами занять на финансовом рынке 600--900 млн долл. на покупку 30 региональных самолетов. Трудность заключается, по словам г-на Мартиросова, в том, что сейчас осуществить такие заимствования практически невозможно. Однако уже ведутся переговоры с финансовыми институтами, готовыми предоставить эти средства в перспективе, заявил он. "ЮТэйр" рассчитывает, что поставка ему этой партии самолетов начнется с 2012 года.